«Без дела я не могу…». 90-летний юбилей отметит участник ВОВ Александр Гаврилович Шуст

До главного праздника нашей страны — Дня Победы — осталось двенадцать дней. В Старом Осколе до семьдесят второй годовщины дожили 157 участников Великой Отечественной войны, еще десять лет назад их было 1100 человек. Александр Гаврилович Шуст был призван на фронт только в 44-ом, после войны еще 10 лет защищал границы Родины. Многим старооскольцам он хорошо известен как бывший директор второго училища.

На фронтах Великой Отечественной войны воевали все три брата семьи Шуст. Старший в составе танковой роты прошел всю войну, средний брат под Полтавой попал в плен и был угнан в Германию. Младшего — Александра — призвали в сорок четвертом. Семнадцатилетним юношей Шуст попал на Дальний Восток на границу СССР и Маньчжурии.

«В то время служили пограничники 1905 года рождения, ну и помоложе. Ну и нас берегли — пацаны маленькие. Служба — это советско-японская граница, хотя мы с Японией и не граничим. Такого дня не было, чтобы они не переходили границу вооруженными. Пограничников в плен уводили, мешок на голову и на ту строну, а дальше уже все, не возьмешь. Японцы очень злобные», — вспоминает Александр Гаврилович.

В августе сорок пятого Александра Шуста отправили на три года в Алма-Ату учиться военному делу.

«Закончил я училище не плохо, присвоили звание лейтенанта, и поехал я на Дальний Восток опять, но уже в Читинскую область, на советско-китайскую границу — это уже 49-й год. Это победа Мао Цзедуна и дружба с китайцами навек».

Через год новое направление, в этот раз — на границу с Афганистаном. Перед тем как отправиться на Памир, Александр Гаврилович женился.

«Была знакомая дивчина, быстро её подхватил, в ЗАГС пришли с двумя товарищами. Сказали: да боится жена мужа своего. Неделю ждать надо было, но сразу расписали нас, и мы поехали на Памир».

Четыре года Александр Гаврилович был начальником Ишкашимской погранзаставы, чуть не погиб под горным обвалом — перебило ноги. Полтора года наш герой не расставался с тростью.

«С палочками я продолжал службу. Но верхом ездить очень трудно, я ежедневно должен был выезжать на границу, проверка нарядов, там много чего. Поэтому мой коновод меня буквально стаскивал с лошади и вел за руку, вел домой».

В пятьдесят четвертом Александра Шуста демобилизовали, и семья с двумя детьми переехала на юг. На гражданке Александр Гаврилович пробовал себя в разных профессиях: работал военруком в Краснодарской школе, библиотекарем и воспитателем в общежитии в Алма-Ате, слесарем-сборщиком на заводе имени Кирова.

А когда дочь Евгения закончила школу, Александр Шуст поступил в институт вместе с ней. Пять лет учился в педагогическом на географа. А затем
семья Шуст переехала в Старый Оскол. На пенсию ушел с должности директора второго училища. 1 мая Александру Гавриловичу исполнится девяносто лет. Активному по натуре ветерану скучать некогда. Задавшись целью, он восстановил родословную семьи Шуст, начиная с 1820 года, нашел в госархивах фотокарточку отца 1914 года, регулярно читает газеты, занимается садоводством и общается с друзьями-фронтовиками.

«Жить, работать, без дела я не могу, ни одного дня не могу каким-нибудь делом не заниматься. У меня ноги отнимались, я лежал, потом пошел опять. Хорошо, здесь участок есть, сосед вот у меня моряк 96 лет, с другой стороны танкист – на годик старше меня. Ходим вот, беседуем».

Правда, друзей с каждым годом становится все меньше. С начала этого года из жизни ушли уже одиннадцать фронтовиков. С теми же, кто в здравии и еще может самостоятельно передвигаться, Александр Гаврилович планирует встретиться 9 мая у мемориала в Атаманском лесу.