«Жизнь и судьба» — трагическая история советского прошлого на старооскольской сцене
Ужасы концлагерей, тяготы и лишения людей в годы Великой Отечественной, проблема нравственного выбора и инстинкт выживания — целый пласт трагической истории советского прошлого представил Санкт-Петербургский малый драматический театр Льва Додина в спектакле по роману Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Почти четыре часа старооскольцы, затаив дыхание, следили за развитием событий на сцене ДК «Комсомолец».
Роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», в свое время признанный антисоветским — КГБ конфисковало у автора даже рукопись, сегодня называют «Войной и миром» 20 века. Художественный руководитель Санкт-Петербургского малого драматического театра Лев Додин огромное произведение собрал в одной постановке, работу над которой начинал с первокурсниками питерской государственной театральной академии 15 лет назад.
«Я всегда начинаю работу, говорю: “Это может не оказаться спектаклем. Это просто изучение романа и большого пласта жизни”. Когда мы поняли, что рождается спектакль, мы ввели в компанию ряд взрослых артистов, так соединилась компания из разных поколений».
Чтобы погрузиться в атмосферу концлагерей, актеры ездили в Освенцим, в бывшие места заключения в Норильск. Для тогдашних студенток Лизы Боярской, Дарьи Румянцевой это стало настоящим потрясением.
«Мы про это не знали ничего, я думаю, многие из молодых людей подробно так не знают. Ко всему можно привыкнуть, вот это для меня оказалось самым страшным, что можно привыкнуть к голоду, к тому, что у тебя раз в неделю, в месяц умирает кто-то из близких во время блокады. Это не человеческая, животная жизнь и животное отношение к людям — ты к нему привыкаешь и приспосабливаешься, вот это меня до сих пор поражает», — поделилась Елизавета Боярская, актриса Малого Драматического Театра.
Действие происходит на фронте, в концлагере, тюрьме и в обычной семье, при этом на сцене не меняются декорации. Режиссерская находка в работе со светом. То, что в жизни было разделено линией фронта, в спектакле разворачивается на одной сцене — боевые действия, жизнь в лагерях и в тылу. Но главным везде остается проблема нравственного выбора. Горькая история о философии добра и зла, жажде жизни, любви и о том, как сталинский режим калечил людей, написанная Гроссманом больше полувека назад, актуальна и сегодня. И каждый находит в ней что-то свое.
«Вообще это такой человеческий, актерский, индивидуальный призыв к тому, чтобы люди как-то подумали о том, что они творят в этой жизни, и не занимались тем, что в романе и на сцене, не уничтожали друг друга, не унижали. Надо дорожить каждой минутой, которую мы проживаем, и пытаться очень много прощать, любить и объединяться. Какие бы сейчас распри не шли в стране, мире — мы едины даже не в рамках своей границы РФ, а на этом маленьком кусочке, который летает в космосе — на земле», — считает Сергей Власов, актер Малого Драматического Театра.
В финале старооскольцы под впечатлением долго не отпускали артистов. На сцену вышел и худрук театра Лев Додин. Кстати, художественный руководитель нашего театра Семен Лосев, в 1975 году в составе экзаменационной комиссии принимал первых слушателей нового курса Льва Додина.
«Каждый спектакль его — это такой мощный урок культуры, — говорит Семен Лосев, художественный руководитель Старооскольского театра для детей и молодежи. — Я слежу не только за актерским ансамблем, а за тем какова культура вообще целого художественного образа, как поставлен свет. В условиях ДК “Комсомолец” я не понимаю, как они достигли такой тонкости актерского ансамбля и всеобщего оформления. Поэтому я еще получил урок наслаждения за работой мастера. Это день радости сегодня, несмотря на то, что произведение горькое».