В земле НЕобетованной
Все там будут. Говорят, если копнуть, следы погостов можно найти повсюду. Но иногда и копать не нужно. Старому еврейскому кладбищу в Старому Осколе — больше двухсот тридцати лет. Сегодня оно на грани исчезновения. Большинство надгробий разрушено беспощадным временем. Кое-где помогли люди. Название и границы кладбища четко обозначены на картах Старого Оскола. Однако на кадастровом учете захоронение не стоит, да мало кто даже из коренных старооскольцев слышал о его существовании.
Это вот из песчаника сделано надгробие такое, а табличка сама из мрамора. Мрамор у нас не местного значения, так скажем, не здесь добывали, а песчаник, скорее всего, старооскольский.
— Наталья Дятлова, заведующая музеем старооскольского филиала Российского Государственного Геологоразведочного университета
Наталья Васильевна Дятлова — заведующая музеем старооскольского филиала Геологоразведочного университета — человек неравнодушный и любознательный. Случайно обнаружив кладбище на карте, пришла, чтобы убедиться в его существовании.
Пыталась с дачи найти дорогу покороче на Пролетарскую улицу и наткнулась, посмотрела карту, и увидела участок огороженный, значит, написано — еврейское кладбище. И вот таким образом я зашла посмотреть. Ну, тем более у нас в техникуме работали преподаватели еврейской национальности. И поэтому стало интересно, вот я сюда зашла. Вот здесь: С.И. Либерман 1893-1953г.г.
— Наталья Дятлова, заведующая музеем старооскольского филиала Российского Государственного Геологоразведочного университета
Фамилия Либерман в нашем городе известная. Староосколец Иосиф Либерман ушел на войну добровольцем, победу встретил в Праге. Затем поступил на юрфак МГУ. После окончания университета вернулся на малую родину и много лет преподавал в ГРТ.
Это знаменитая фамилия для Старого Оскола. Иосиф Наумович Либерман. По-моему, его знал весь Советский Союз, потому что выпускников наших около 25 тысяч — все практически прошли через его знания. И с восхищением, и с такой благодарностью вспоминают о нем, потому что это был такой человек, который никогда не врал и всегда говорил студентам правду.
— Наталья Дятлова, заведующая музеем старооскольского филиала Российского Государственного Геологоразведочного университета
Наталья Васильевна — тоже за правду, и за историческую справедливость. А потому, когда увидела в опасной вблизи с кладбищем строительные работы, укатанные свежим гравием дорогу, стала бить тревогу: захоронение под угрозой полного исчезновения. Тем более, что соседи сказали ей, якобы новый хозяин участка намерен развернуть здесь масштабную стройку.
Вообще, если говорить о кладбищах, ну мы говорили о геноциде там в Бабьем Яру, геноцид Холокост, геноцид евреев, геноцид армян, то здесь конечно, я считаю, что это недопустимо, и местные власти должны обратить на это внимание.
— Наталья Дятлова, заведующая музеем старооскольского филиала Российского Государственного Геологоразведочного университета
Местные власти, как выяснилось, еще пару десятков лет назад забыли о существовании этого кладбища. Земельный участок на кадастре не стоит, статуса захоронения не имеет.
Земельный участок в муниципальной собственности, он не является бесхозным. Единственное, что он не сформирован, не разграничен, не поставлен на кадастровый учет.
— Сергей Мещеряков, начальник управления архитектуры и градостроительства администрации округа
А вот предприимчивый староосколец Дмитрий Кирьяков, узнав о кладбище по соседству со своим домом, решил таки навести порядок не только в границах владения, но и вообще на городской земле, тем более что находится она аккурат посредине двух его участков. На одном дом уже построен, на втором – в стадии закладки.
Дмитрий Киряков: «Я не знал, что здесь находится кладбище, поскольку здесь всё было в зарослях, в деревьях. Я своими силами, технику привлек, убрал всё, расчистил. Чернозем завожу для посадки многолетней травы.
Корреспондент: «А это ваша земля?»
Дмитрий Киряков: «Нет, этого городская земля».
Корреспондент: «А зачем вам на городской земле сажать газон?»
Дмитрий Киряков: «Ну, чтоб красиво было. Зачем мне тут свалка? Тут у меня дети, у меня четверо детей как бы в доме».
По словам Дмитрия, в итоге он едва не нарвался на штраф.
После уборки, вырубки, я вынес сушняк ближе к дороге, чтобы увезли городские службы. Но мне поступил звонок, что я должен это все вывести за свой счет. Я подсчитал – это 20 тысяч где-то. Я как бы отказался, и мне начали угрожать, что применят штрафы.
— Дмитрий Киряков
После нашего вмешательства, представители администрации прибыли на место и настоятельно рекомендовали Дмитрию совсем закруглиться с благородными порывами, а также убрать с расчищенной муниципальной земли самовольно установленную эстакаду и строительный вагончик. В ближайшее время, заверил начальник управления архитектуры и градостроительства администрации округа Сергей Мещеряков, границы еврейского кладбища будут четко определены и размежеваны, участок наконец-то поставят на кадастровый учет.
Наша позиция — сохранить это место как историческое место памяти города. Оно важно для нас. В дальнейшем посмотрим, проработаем, как с ним быть, каким образом его оформить.
— Сергей Мещеряков, начальник управления архитектуры и градостроительства администрации округа
Согласно старому плану застройки, место для еврейского кладбища было выделено в 1784 году за чертой тогдашней границы города. Сохранившееся до наших дней захоронение позволяет лучше представить историю иудейской общины в Старом Осколе. Вообще, традиция выделять отдельные погосты для иноверцев была распространена на территории всей Российской империи. Дореволюционное общество подчинялось жесткой стратификации по сословному, имущественному и религиозному признаку. Сегодня еврейское кладбище — не просто место памяти, но и культурное наследие.
Кладбище — это место такое сакральное, памятное и к нему, конечно, нужно очень бережно относиться. Тем более, многие фамилии ушедших знакомы. Местные жители нам рассказывали о 50 захоронениях, которые явственно там обозначены были. Но мы насчитали только 12. Конечно, эту территорию нужно сохранять. Нужно сказать, что надгробные памятники — это своеобразные источники информации, и архитектурные памятники малой формы.
— Елена Андрусенко, заместитель директора старооскольского краеведческого музея по научной работе
Когда в районе стадиона «Труд» и по улице Ленина в конце 80-х прокладывали коммуникации, многие могилы были разрушены.
Я сама не еврейка, я русская. Но я считаю, что отношение к мертвым характеризует нас самих – какие мы люди.
— Любовь Крапивкина, руководитель ТОС «Ленина».
Абориген здешних мест староосколец Александр Найденов, 68-го года рождения, рассказывает, что похоронных процессий здесь уже не застал.
Старое еврейское кладбище. Ну, не знаю, при мне не хоронили здесь ни разу, не видел. А вот при моих родителях – да, говорили, было на памяти. Если есть кто-то из родственников, кто бы ходил, смотрел, то может быть можно, а так… Но если никому не мешает, пусть стоит.
— Александр Найденов
В Белгородской еврейской общине, как мы выяснили, о существовании кладбища не знали. Хотя каждый месяц представители иудейской религиозной организации доставляют благотворительную помощь пожилым евреям, живущим в Старом Осколе.
Корреспондент (по телефону): «Станислав Юрьевич, Вам, как председателю общины Белгородской, что-нибудь известно о еврейском кладбище в Старом Осколе?
Станислав Мусатов, председатель «Еврейской общины г. Белгорода»: «Нет Ничего. А много там захоронено вообще?»
Корреспондент: «Десять точно. Десять — это которые целы надгробия. А какой вы видите дальнейшую судьбу этого кладбища?»
Станислав Мусатов: «Ну, наверное, надо его огородить, как минимум, привести в порядок. Постараться, наверное, выяснить, кто там, все-таки захоронен, может, родственники какие-то живы. Может, еще судьбу узнать этих людей в архивах.
Городские кладбища — молчаливая история многих поколений Старого Оскола. Судьба старого Ахтырского погоста, имеющего официальный статус захоронения, едва ли завиднее еврейского. Здесь те же обломанные колонны, стелы, порталы — в основном брошенные и забытые. Православный крест, звезда Давида — забвение смерти уравняло всех.
Анна Семенова, Алексей Грачев, Ирина Чуликова — 9 канал
P.S. Согласно российским Нормам СанПин о «Гигиенических требованиях к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», использование территории мест погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента последнего захоронения. Однако размещать там можно только зеленые насаждения, разбивать парки и скверы. Строительство зданий и сооружений на такой земле запрещено.