Старооскольцы, возмущенные введением QR-кодов, «оборвали» телефонную линию Роспотребнадзора
С каждым годом количество обращений старооскольцев в Роспотребнадзор с жалобами растет. Чаще всего они касаются мобильных телефонов. А вот распространенных еще недавно претензий к качеству обуви и услугам турагентств сегодня практически нет. Новую волну обращений вызвало введение QR-кодов. Подробности — в репортаже Ларисы Ульяненко.
158 жалоб за 9 месяцев. Большая часть касается качества мобильных телефонов. Потребителям либо возвращают деньги, либо меняют товар. В чёрный список Роспотребнадзора также попали надомные мастера по ремонту техники.
На услуги тоже жалуются. В марте было очень много жалоб. Оставляют объявления на подъездах: у кого не работает компьютер, кому нужна помощь по ремонту компьютера. И, конечно, пенсионеры на это идут и вызывают. Естественно, они не спрашивают: кто вы, представьтесь, какая организация. Через 40 минут он выставляет счёт — 11 200. «А у вас вот то, а у вас вот то, а у вас вот то». Как правило, предъявлять претензии мы не можем, потому что ни одного документа, подтверждающего факт оказания услуги, у потребителя на руках нет.
— Мария Колесникова, главный специалист-эксперт территориального отдела управления Роспотребнадзора в Старооскольском районе
Специалисты советуют заключать договоры или снимать на смартфон работу мастера. В суде это станет доказательством предоставления услуги.
И на сегодня, я хочу сказать, у нас в 100% случаев выигрываются суды.
— Мария Колесникова, главный специалист-эксперт территориального отдела управления Роспотребнадзора в Старооскольском районе
А вот жалобы по поводу качества обуви вообще сошли на нет. Специалисты это связывают с тем, что магазины находятся на контроле отдела по защите прав потребителей: их постоянно проверяют, чтобы товар продавался с маркировкой. Меньше и недовольных мебелью.
По мебели у нас бывают жалобы. В январе к нам поступила жалоба. Житель города купил диван, а через неделю спинка провалилась. Предъявили претензию, никто на неё не среагировал. Объяснили, что так должно быть, это вы сами большим весом испортили всё. Мы суд выиграли. Торговое предприятие вернуло и деньги за некачественный диван, и моральный вред, и неустойку за нарушение прав потребителя.
— Мария Колесникова, главный специалист-эксперт территориального отдела управления Роспотребнадзора в Старооскольском районе
Впрочем, моральный вред в нашей стране оценивается в символические 500 -2000 рублей. Чтобы получить большую сумму, моральные страдания нужно доказать. Например, чеками о покупке лекарств, фактом, что пришлось вызывать скорую. Хотя в последние годы старооскольцы стали юридически подкованнее, многие всё равно слабо понимают, что законно, а что нет. Например, множество претензий породило введение QR-кодов.
В понедельник, когда начали первый раз работать по QR-кодам, нам невозможно было работать. Телефоны, просто не переставая, все до единого звонили: вот я пришёл, почему меня не пускают? Мы разъясняем, что существует нормативный акт по постановлению губернатора, что есть постановление главного санитарного врача Белгородской области, где чётко указано, что вход в общественные места по QR-кодам.
— Мария Колесникова, главный специалист-эксперт территориального отдела управления Роспотребнадзора в Старооскольском районе
Во время пандемии плановые проверки малого бизнеса отменили. Но ситуацию Роспотребнадзор мониторит. За 9 месяцев выявлено 63 нарушения в сфере защиты прав потребителей. 46 административных дел направлены в суд. У предпринимателей конфисковали товар и наложили на них пятитысячные штрафы. Кроме того, изъяты 464 пачки сигарет без маркировки. Торговые точки, продававшие контрафакт, оштрафованы на 58 тысяч рублей.