Старооскольские ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС почтили память ушедших товарищей

36 лет назад мир потрясла крупнейшая техногенная катастрофа XX века. 26 апреля 1986 года произошел пожар на четвертом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции. В устранении последствий аварии принимали участие 700 старооскольцев. На сегодня в живых осталось меньше половины. Ежегодно они собираются в сквере ликвидаторов, чтобы возложить цветы и почтить память ушедших товарищей.

С каждым годом в сквере ликвидаторов собирается все меньше очевидцев тех событий. Из 700 старооскольцев, защищавших мир от ядерной угрозы — в живых уже меньше половины. 26 апреля для них не просто день памяти, а возможность собраться вместе.

Каждая такая встреча — еще одна маленькая победа. Ведь 36 лет назад все они подверглись радиации. Воевать с невидимым врагом страшно, признается Василий Егорович Пупынин. Во время взрыва на Чернобыльской АЭС ему было 33 года. Машинист автобетононасоса -заливал стены саркофага и тогда даже не понимал, что рискует не только здоровьем — жизнью.

Никто ничего не понимал. И сидели там в вагончике, обставленном блоками. Он назывался бункер. А что это такое? Да ничего. И в дождливое время по крыше были выбросы. Слышали звон. Крыша железная. Так выбросы идут.

— Василий Егорович Пупынин


Меньше чем за два месяца Василий Егорович получил максимально допустимую дозу радиации.

Поначалу не чувствовал я ничего. Прямо говорю. А сейчас и онкологию сделал и много операций я поделал. Все в основном в Москве лечился. Говорят, это звон Чернобыля.

— Василий Егорович Пупынин


Авария на Чернобыльской атомной электростанции за всю историю мировой энергетики — крупнейшая. Больше ста тысяч человек были эвакуированы из 30-ти километровой зоны вокруг взрыва. После проводились работы по дезактивации территории. Валерий Алексеевич Шейченко вспоминает, что иногда там приходилось работать всего по две минуты в день — слишком высок был уровень радиации.

Когда я приехал, северная зона была еще не очищена. Южную уже очистили, а северную нет. Вот нас туда. Трубы чистили. Помещения чистили. Везде, где надо. Щетку давали.

— Валерий Алексеевич Шейченко


Андрей Викторович Аверьянов в Чернобыль попал 8 марта 1987 года. Уехал из зоны 19 мая. Тогда, как и многие его товарищи — даже не понимал, какими могут быть последствия от встречи с атомом. Родина сказала надо – значит, надо.

Убирали радиоактивный мусор. В основном все эти два месяца с половиной провел через стенку от саркофага. Работал на третьем блоке, в реакторном зале. Почти постоянно.

— Андрей Викторович Аверьянов


— Чем аукнулся вам Чернобыль?
— Ну, в принципе, ничем, можно сказать… Три инфаркта, но главное, я на своих ногах. Духом не падаю.

Память погибших участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС почтили минутой молчания.