Выставка «Полотна река сквозь века» открылась в Центре народных промыслов
Ковры и гобелены, украшения и сумки, платья и подушки — в Центре народных промыслов открылась самая красивая выставка этой осени. «Полотна река сквозь века» — это 120 работ 38 мастеров из разных регионов. Особое место в экспозиции занимает творчество студентов московского колледжа дизайна и декоративного искусства при академии имени Строганова.
Заправка этого ткацкого станка — дело хлопотное. На кусок ткани шириной 10 см понадобится 60-70 нитей. Толстое шерстяное полотно получится быстрее, а вот рушник ткать долго.
«Это восьмиремизный ткацкий станок настольный. Чтобы заправить его, нужны сутки. Как минимум. Может даже двое. Потому что заправляется нитка не только в бердо, но и 8 ремизок для получения определённого узора. День ты заправляешь, второй день ты проверяешь, правильно ты заправил, или нет».
Сам станок чем-то напоминает орган. А некоторые уверяют, что именно его внешний вид взяли за основу при создании вычислительных машин.
«Интересно, что устройство ткацкого станка в своё время послужило прообразом для создания компьютера. Потому что вот эти перфоленты, которые изначально применялись в компьютерах, созданы на основе многоремизных станков».
— Инна Белых, директор центра народных промыслов.
Директор Центра народных промыслов признаётся, что ткачество, хотя и творческий, но сложный, требующий усидчивости и внимательности процесс. С ним она подружилась во время учёбы на факультете художественной графики. Но лишь в пандемию получилось вернуться к любимому занятию. На создание тканой картины уходит месяц, а то и больше. Поэтому такой товар — штучный и дорогой.
«То, что представлено на выставке, это ручное ткачество. Очень интересная выставка. Здесь представлены техники гобелена, переборное, узорное, бранное ткачество, ткачество на бердо и на вертикальной раме. Высочайшего уровня, техники разнообразные, тонко соткано всё».
На выставке — как в музее. Иные гобелены напоминают миниатюрные картины, другие похожи на монументальные полотна. Большие ковры и маленькие коврики, платья и палантины, пояса, сумки, украшения — смотреть, не пересмотреть. Любоваться — не налюбоваться. Когда-то ткать умели многие, сегодня это удел единиц. Лишь 12 специалистов в год выпускает московский колледж при академии Строганова. И всё же педагог «Строгановки» Полина Белоусова считает, что ткачество переживает ренессанс. Спрос есть и на одежду, и на интерьерные вещи. Но удовлетворить его непросто.
«Сложно развивать ручное ткачество, так как тут большую часть играет знание технологии. И умение эту технику применять для современных вещей. Технологию ручного ткачества сейчас изучают только в одном заведении учебном — колледже при «Строгановке».
— Полина Белоусова, преподаватель колледжа при академии имени Строганова (Москва).
Да и ткацких фабрик в стране всего две. Поэтому даже скатерти, сделанные машинным способом, стоят по 5-6 тыс. руб. На Белгородчине продвигать ткацкое ремесло помогают гранты. На них покупают станки и на мастер-классах желающих учат создавать полотна, как делали это наши прабабушки.
Лариса Ульяненко, Алексей Грачёв, Михаил Локтионов — 9 канал.