Никто не забыт: 19-летний герой Олег Почепцов
Чтобы убрать с дороги подожжённый боевиками бензовоз, староосколец Олег Почепцов протаранил его за рулем армейского ЗИЛа. В августе 1996-го он спас колонну наших солдат в Грозном. Но сам погиб. Мать не верила в смерть сына и месяцами искала по чеченским сёлам, в плену у полевых командиров, в «лаборатории смерти»… Ещё об одном герое Старого Оскола — наш следующий сюжет.
У Ольги Михайловны с мужем шестеро внуков. Могло быть и больше. Если бы Олег вернулся с войны.
«Средний сын, да. Нарожал мне и за себя, и за старшего брата. Олежка ушёл в армию в 18 лет. В 19 уже погиб. У него даже девушки не было. В 95 году ему исполнилось 18 лет, он пошёл в армию. Он сам пошёл в военкомат. Очень хотел. У него брат двоюродный — лётчик. И он так хотел! Он столько занимался спортом, так мечтал стать лётчиком!»
— Ольга Почепцова, мама погибшего в Чечне Олега Почепцова.
Олег мог избежать службы. Семья после распада СССР бежала из Казахстана в Старый Оскол, прописки не было. Но Олег не стал юлить. Попал в знаменитую Таманскую дивизию. Глядя на фото, Ольга Михайловна словно возвращается в то время, когда все были счастливы.
«Стихи сочинял. Был душой компании. Пел, играл на гитаре. Учился очень хорошо. В 5 лет научился читать. Сам. Он мне как подруга. Я с ним обо всем, обо всём. Советовалась всегда, и дома: что надо? У меня самый первый советчик — Олежка. Олежка, Олежка…»
В феврале 96-го Олег приехал побывку.
«И я вот его провожаю, и у меня такое ощущение, что я больше никогда его не увижу. Почему такое было? Я не знаю. Мне страшно. Плачу».
Сердце не обмануло. В тот день они виделись последний раз. В марте парень уже писал из Грозного. Успокаивал, что тут не страшно. В сентябре у Олега заканчивался срок службы. А в августе, за 20 дней до дембеля, его не стало. Родители узнали об этом только в октябре.
«И когда я это письмо получила, из почтового ящика достала конверт, я уже знала, что там будет. Я домой зашла и так мужу говорю: «Открой, я не могу. Я боюсь». Он так открыл и всё: я упала».
— Ольга Почепцова, мама погибшего в Чечне Олега Почепцова.
Несколько дней Ольга Михайловна лежала, почернев от горя. Хотя всё случилось на глазах сослуживцев, поверить, что сына больше нет, мать не могла.
«Он 40 тыс. боеприпасов вёз. Колонна из 5 автомобилей. И они прорывались, должны были на аэродром доставить боеприпасы. А трасса ханкалинская как раз через площадь «Минутка». Там страшная, страшная бойня была. Это было 10 августа. И потом впереди загорелся бензовоз. И Олежка разогнался и сбил эту машину. Бензовоз — в сторону, чтобы колонна прошла. Колонна прошла, но его машину тоже подожгли. И он не успел выскочить. Там начали взрываться боеприпасы. Машина взорвалась».
— Ольга Почепцова, мама погибшего в Чечне Олега Почепцова.
Ольга Почепцова поехала в Чечню. Видела, что от автомобиля остался обгорелый остов, и всё равно надеялась: тело же не найдено.
«Всё надеялась: вдруг, думаю, правда где-нибудь раненый? Там везде ездила. На попутках, на вертолёте. Где, как придётся. Спала в пальто. Там к русским относились неагрессивно. Вот приедешь в село, хожу, спрашиваю. И накормят, и с собой еды дадут, и спать положат. И ни разу чтобы деньги там. И отвезут. Надо — в Грозный, надо — в Буйнакск. И к боевикам ходила в штаб. К Басаеву. Потому что у них же очень много пленных. Я всё искала: вдруг, среди пленных?»
Не найдя Олега, поехала в Ростов, в медико-криминалистическую лабораторию. «Лабораторию смерти», как называли её многие.
«Там очень много погибших лежит неопознанных. Я сколько лет там жила, наверное, в этой лаборатории. Мы просматривали всех-всех-всех. Все трупы. Хоть что-то чтобы найти. Ничего».
За эти почти три десятка лет рана лишь слегка затянулась. Но чуть тронь — кровоточит. Время, увы, не лечит.
«Оно не лечит. Оно просто как-то немножечко отдаляется, но нет ни одного дня, чтобы я не думала об Олежке. Я не могу до сих пор… Ни разу не перечитывала письма. У меня все сложенные, а перечитывать не могу. Сердце болит, не могу перечитывать».
9-летний внук Ваня — копия Олега.
«Мне Боженька дал… Вот вообще один в один. Фотографию не отличить: где внук, а где мой Олег. Я во сне его постоянно вижу. Олежку… И во сне я знаю, что он живой. Постоянно один и тот же сон. Вот он побудет и: «Мне надо на задание». И уходит: «Я ещё вернусь».
— Ольга Почепцова, мама погибшего в Чечне Олега Почепцова.
И Олег возвращается. Каждый раз, когда вспоминают о нём, возвращается. Совсем недолго он пожил в нашем городе. Но его имя — навечно среди героев Оскола. За подвиг Олег Почепцов посмертно награждён Орденом мужества.
Лариса Ульяненко, Алексей Грачёв, Илья Самсонов — 9 канал.