Галина Эдельман: математик с душой художника
Фонды старооскольского художественного музея пополнили 20 картин московской художницы Галины Эдельман. Еще столько же полотен представлено на ретроспективной выставке «По городам и весям» в библиотеке им.Пушкина. Некоторые работы были написаны полвека назад.
Полупрозрачные, приглушенные, яркие, резкие — работы Галины Эдельман так или иначе приковывают к себе взгляд. Художница родилась 83 года назад в Красноярске.
«Родилась в семье учёных-математиков. Мама ее преподавала математику, и она, естественно, поступила в Москву. В педагогический институт на математику. Окончила, аспирантуру закончила. Преподавала математику всю жизнь. Но когда она училась в институте, то параллельно закончила курсы учителя рисования. Тяга к рисованию у нее была всегда».
— Ирина Шаповалова, старший научный сотрудник художественного музея.
Галина — человек, который видит образы. Будь-то крона деревьев или падающая тень. Любое, даже самое незначительное впечатление, могло стать толчком для создания картины. Художница специально нарушает перспективу, не соблюдает правила академической живописи. Такая, своего рода, рациональная иррациональность. Ее работы в Старый Оскол попали благодаря искусствоведу и коллекционеру Вере Калмыковой. Местный художественный музей долгие годы тесно сотрудничает с ней.
«Нам ее посоветовали уже больше 7 лет назад, как художника, который открывает неизвестные имена. Она занимается тем, что изучает творчество современных художников, которые, можно даже сказать, не были официально раскручены в свое время, но при этом они оставались очень творческими личностями».
В новой экспозиции более 20 работ. Еще столько же отправится на хранение в фонды старооскольского художественного музея — решение подарить картины приняла сама Галина Самсоновна Эдельман. Графика и живопись интересны не только сюжетами и цветовыми решениями, но и техникой исполнения, материалами. Художница пишет акварелью, маслом, тушью и темперой.
«Темпера — краска, которая известна ещё с древних времён. Мы знаем, что темперой художники выполняли росписи в храмах, делали фрески и писали иконы. Темпера, на самом деле, краска, которая хранится очень долго и на протяжении нескольких веков может сохранять свою звучность цвета».
Именно за счет темперы некоторые работы Галины Эдельман такие полупрозрачные. Будто покрытые легкой дымкой. Что интересно, она пользуется не фабричным красителем, а самостоятельно разводит пигмент куриным желтком.
«Это непопулярно сейчас. Можно использовать темперу в декоративных целях. Художники декоративного искусства, которые занимаются росписью, оформлением, использует темперу. Иконописцы тоже, хотя тоже перешли на акрил сейчас. Но для того чтобы использовать ее в первозданном виде, разводить… Может быть, не хотят тратить время на это, проще взять готовую и начать рисовать, писать».
— Ирина Шаповалова, старший научный сотрудник художественного музея.
Увидеть живопись и графику Галины Эдельман можно в библиотеке им.Пушкина до 23 июня.
Анастасия Иконникова, Евгений Левошко, Симон Гречишников — 9 канал.