Бонсай по-русски: появится ли в Осколе первый в стране сад миниатюрных деревьев?
О первом в стране саде бонсай мечтает Игорь Ислентьев. 17 лет занимается оскольчанин превращением обычных деревьев в миниатюрные. В его коллекции уже две сотни экземпляров. За некоторые предлагают большие деньги. Но он не продаёт. Зато с удовольствием участвует выставках и фестивалях. Место для сада Игорь уже приглядел: заброшенная станция юннатов.
Тазиков на участке Игоря Ислентьева в Анпиловке больше, чем у любой домохозяйки. Но использует он их не по назначению. В этой таре оскольчанин выращивает деревья. Обычные по своей природе, но не обычные по форме. Увлечение Игоря бонсаем началось в 2006 г.
«Когда жена подарила мне фикус. С фикуса всё началось. У меня не было опыта ни в растениях, ни в деревьях. Ни в чём. Пошутил, что на пенсии буду заниматься бонсай. Начал увлекаться. Как пересаживать, как ухаживать. Балкон оборудовал. Воздухоувлажнители, освещение, торфы, грунты и т.д.»
— Игорь Ислентьев, мастер бонсай.
Сегодня в коллекции Игоря Ислентьева более 200 деревьев. Одни уже сформировавшиеся, другие пока в процессе. И процесс этот трудоёмкий. Настолько, что даже небольшой бизнес отошёл на второй, если не на третий, план. Бонсай уже не увлечение — дело жизни. Любовь к природе — это семейное.
«Мама была биолог в 11-й школе средней. Папа был лесничим на Урале. Мы с Урала приехали. Наверное, что-то повлияло всё-таки. Конечно, для меня это моё любимое занятие. Труд. Но труд в радость».
— Игорь Ислентьев, мастер бонсай.
Керамические горшки — тоже работа Игоря. Глина — ещё одна его страсть. Такие большие горшки в стране мало кто делает. А Ислентьев может! Но на создание одного уходит больше месяца. А на формирование бонсай в среднем нужно 7-10 лет. Игорь сократил процесс до 5. Впрочем, есть деревья, которые сложно приживаются: берёза, сосна. Но Игорь приручил и их. В его коллекции — дуб, ясень, клён, облепиха, жимолость, груша, граб, тис, бересклет… Посадочный материал ищет везде.
«Гуляю в округе и смотрю деревья подходящие. Езжу на юг, южные деревья привозим. Транспортной компанией. Можно на машине. Ну как деревья, они же маленькие. Это же миниатюрные деревья. Причём, южные все мелколистные по природе произрастания — это мелкий лист. Для бонсай, конечно, мелкий лист — очень здорово. Смотрится более гармонично дерево. Тем более, на юге деревья такие корявые, стволы уже старые».
— Игорь Ислентьев, мастер бонсай.
Чем корявее ствол, тем интереснее. Некоторые выращенные оскольчанином деревья европейские мастера бонсай называют эталонными и самыми красивыми. Его уговаривали продать берёзу и яблоню — настолько они впечатлили. Подобные эксклюзивные растения стоят сотни тысяч рублей и даже миллионы. Но Игорь отказывается. Мечтает создать в Осколе парк бонсай.
«Думал, здесь обустроить, но места здесь маловато. Они у меня сейчас стоят очень часто. Смотреть неудобно. Нужен фон. Чтобы красиво представить. Нужна, конечно, территория. Нужно соответствующую обстановку сделать в парке. В мире очень много парков бонсай. В разных странах. Но у нас в России ни одного парка нет ещё».
— Игорь Ислентьев, мастер бонсай.
На парк нужно минимум полтора гектара земли. И такое место Игорь в городе присмотрел — бывшая станция юннатов на Хмелёва. Школьником сам бегал туда. Но проект затратный. Кто поможет? Ещё мастер хотел провести в Осколе фестиваль бонсай.
«Мы же грант подавали с администрацией в «Металлоинвест». В прошлом году. Администрация пошла на встречу. Это очень здорово. Бонсаисты России были очень удивлены и были в ожидании, что у нас состоится фестиваль бонсай. Первый российский фестиваль. В Старом Осколе! И мы подали на грант. С администрацией мы подавали. Но «Металлоинвест» нам отказал».
— Игорь Ислентьев, мастер бонсай.
Возможно, считает Игорь, его ошибка в том, что вживую не показал, что такое не комнатный, недорогой бонсай, а, как и положено, настоящий, уличный. Люди просто не поняли, насколько это изысканное и утончённое искусство. При этом оскольчанина с удовольствием приглашают на выставки бонсай, отдавая его экспозиции лучшие места. А в Питере даже бесплатно предлагали место для его парка и хорошие условия. Но ему хочется сделать такое у нас. Оскольчанин вообще считает, что бонсай, хотя и зародился в Китае, а расцвёл в Японии, может быть и очень русским.
«Классический бонсай — это японский. Но я себя не считаю японистом совершенно. Я в Японии не был. Поначалу я думал, что это проблема. Я как бы занимаюсь бонсай и не был в Японии. А сейчас, я думаю, наверное, хорошо. Самый главный учитель — природа, конечно. Что хочешь, то выбираешь. Если ты приехал в Японию и там научился, ты будешь делать японский бонсай. А здесь я не могу назвать это японским бонсаем. Я всё-таки называю это русский бонсай. В каждой стране бонсай будет иметь лицо своё. Я считаю себя русским человеком. Влияние культур Азии на меня невелико».
— Игорь Ислентьев, мастер бонсай.
Зато у людей велико впечатление от бонсая по-ислентьевски. А некоторые даже пытаются отломить веточку, в надежде, что из неё вырастет такое же миниатюрное деревце. Это иллюзия. Бонсай — обычное дерево. Превратить его в необычное способен лишь тот, кто поливает его потом и вкладывает душу.
Лариса Ульяненко, Павел Казакевич, Симон Гречишников — 9 канал.