Театр военных действий: Белгородский драмтеатр едет с гастролями в Старый Оскол

Впервые в Старом Осколе — только три дня — гастроли Белгородского государственного академического драмтеатра им. Щепкина. На родной сцене труппа пока играть не может — спектакли отменены в связи с опасной обстановкой в областном центре. Поддержать коллег и пригласить их к нам решил художественный руководитель Старооскольского театра, заслуженный деятель искусств России Семён Лосев. 

Интервью Семён Лосев просит начать со слов соболезнования — новая трагедия в Белгороде отзывается болью в сердце.  

“Мне хотелось бы от имени сотрудников нашего театра выразить соболезнования родным и близким погибших в этом жестоком теракте. А пострадавшим пожелать выздоровления. Мы соболезнуем”. 

— Семён Лосев, заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель Старооскольского театра.

Идея обменных гастролей между областным центром и Старым Осколом витала давно. Решение приняли, как только Семён Михайлович узнал, что труппа Белгородского театра не выходит на родную сцену из-за обстрелов.   

“Я набрал телефон Виктора Слободчука. Говорю: «Виктор Иванович, мы сейчас формируем майский репертуар. Если вы желаете, если вы хотите, мы вам даем середину мая и тогда будем планировать ваш приезд. Он говорит: вы знаете, вот если мы будем так помогать друг другу, то мы перенесём любые испытания, абсолютно любые”. 

— Семён Лосев, заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель Старооскольского театра. 

За три дня белгородцы покажут у нас 4 спектакля: один детский — «Карлик Нос» — и три постановки для взрослых — «Ревизор», «Абсолютно счастливые люди» и «Саня, Ваня и Римас». Для размещения труппы все готово. Местные артисты освободили свои гримерки и тоже ждут возможности побыть зрителями в собственном театре.   

“Я думаю, что это всегда полезно очень. И наши придут, и будут смотреть, и будут набираться опыта, и сравнивать способы стиля существования. Это всегда очень полезно. Мы заботимся только об одном — лишь бы им было у нас уютно. Поэтому гримерки, вешалки все организуем”. 

— Семён Лосев, заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель Старооскольского театра.

Единственное, что невозможно организовать — 100% гарантию безопасности. Тревожные сирены все чаще звучат и в Старом Осколе. В случае сигнала артисты со зрителями спустятся в подвальное помещение — каминный зал. А вот собственных гастролей у старооскольской труппы не предвидится. К сожалению для других или к счастью для нас, сцен, подобных старооскольской, по инженерному исполнению, в России не так много.  

“Гастроли, как хорошо! Гастроли! Гастроли при мощном штате БДТ, при штате Додинского театра, когда заранее приезжает 25 человек, всё устанавливают, а потом приезжают актёры на 3 часа репетиции. У нас нет такого опыта. Мы, дай Бог, создали театр с нуля и довели его вот до того, чтобы мы могли в нашем помещении играть. А старики говорили, я имею в виду школу режиссуры, что хороший спектакль обязательно должен быть вписан в архитектуру данного помещения. Вот мы и вписываем. В наши помещения, в наши балкончики, которые есть. В наши люки провала, в наши подъемы. Мы вписываем так, что от последнего ряда до первого ряда было одинаково комфортно смотреть. Поэтому с гастролями проблема большая”. 

— Семён Лосев, заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель Старооскольского театра.

Летом Старый Оскол станет одной из площадок регионального фестиваля «Интонация» — свою игру покажут Белгородский, Губкинский и наш театры. А пока здесь готовят к выпуску «Женитьбу Бальзаминова» — по итогам студенческой творческой лаборатории. В планах, о которых пока только шепотом, «Сирано де Бержерак». Многое, как обычно, упирается в деньги.  

“Вот сейчас решается вопрос: а не много ли обуви мы покупаем для «Женитьбы Бальзаминова»? У вас же есть обувь в театре? Зачем ещё, нам говорят. И вот сейчас мы будем проводить совещание на тему того, как объяснить, что в каждом спектакле разная обувь. А здесь станок под 45% придумал режиссер, и если не сделать резиновые набивки на обувь новую, которую купят, то актёры упадут. Они не смогут репетировать. Нам говорят, подождите, не торопитесь покупать, может быть, старая подойдёт и т.д. «Сирано до Бержерак» — это ботфорты. Это, как бы мы не стилизовали, шляпы, это плащи. Есть исполнитель, я готов это делать. Но нет денег на такого рода постановку, хотя хорошо бы, чтобы лучшая пьеса в мире о любви была бы в нашем театре. И расклад есть. Поэтому летом буду думать об альтернативных вариантах”. 

— Семён Лосев, заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель Старооскольского театра. 

Думать придется и о составе труппы — театр попрощался с Татьяной Фартушной, по болезни выбыл Александр Гаврилов, уехала на родину Нина Лаврова. Теперь говорят «до свидания» Андрею Горшкову. Вместе с семьей он переезжает в другой регион страны. Не будет в этом году и нового набора студенческого курса. Как восполнять потери — пока непонятно. Ясно одно — вне зависимости от обстановки, сотрудничество с Белгородским театром обязательно продолжится. 

Анна Семенова, Сергей Кириченко, Илья Самсонов — 9 канал.