«Альмар»: пьеса о любви Эйнштейна и советской разведчицы — на сцене старооскольского театра
«Эффект разорвавшейся бомбы» — пьеса «Альмар» о любви великого Альберта Эйнштейна и советской разведчицы Маргариты Конёнковой стала грандиозным событием театрального сезона в Старом Осколе. Впервые после ухода из жизни художественного руководителя театра Семёна Лосева над премьерой работали не студенты или недавние выпускники ГИТИСа, а маститый режиссер-постановщик Алексадр Кладько из Санкт-Петербурга. Драма о любви, науке, трагедии гения, которому не чуждо ничего человеческое — потому что всё в этом мире относительно.
«АЛЬМАР» — название спектакля сложено из первых слогов имён героев — Альберта Эйнштейна и Маргариты Конёнковой. Автор пьесы — наш современник Александр Гельман. Опубликованная в 2020 году, она сразу вызвала интерес в театральном мире — ее стали играть и на московских, и на петербургских подмостках. Чем вызван выбор Семена Лосева, решившего обогатить классический репертуар старооскольского театра «Альмаром», неизвестно. Он успел лишь распределить роли. Ставить спектакль пригласили Александра Кладько, известного десятками работ в разных театрах страны и в кинематографе.
«Для молодежи откликнется какой-то романтичностью, какой-то преданностью чувству. Для старшего поколения откликнется какими-то историческими аллюзиями, сложными жизненными судьбами, потому что только в возрасте ты понимаешь, что в жизни бывает не только два цвета, черный и белый, что есть, оказывается, оттенки. И это всегда очень непросто. Прекрасно работалось. Как будто в отпуске побывал, работы не заметил. Артисты замечательно работали, с воодушевлением. И вообще театр Старооскольский, мне кажется, уникальный. Его надо беречь».
— Александр Кладько, режиссер-постановщик.
Действие пьесы происходит в августе 1945-го — сразу после сброса бомб на Хиросиму и Нагасаки. В разработке смертельного оружия принимал участие и Альберт Эйнштейн. Оглушенный чувством вины за гибель невинных людей, он переживает еще одно мощное потрясение: его любимая женщина — Маргарита — сообщает ему о том, что возвращается в Россию — навсегда. Психологический портрет гения и человека, страдающего от последствий разрушительных взрывов в мире и личной жизни.
«Я голову наверх поднимаю, а это атомная бомба падает на парашюте — медленно, красиво, как на картинке. Я стараюсь всех предупредить, кричу во все горло, а меня никто не слышит! И только этот звук! Все громче и громче! Бомба приближается, и оказывается, что внутри бомбы Я!»
Пьеса основана на реальной истории взаимоотношений гениального физика и Маргариты, жены великого русского скульптора Сергея Конёнкова. Поездка с выставкой его работ в штаты затянулась на долгих 22 года. Семья выполняла задание советских спецслужб — нужны были сведения о разработке американцами нового смертоносного оружия. Подробности неизвестны — ведь дело Конёнковых до сих хранится пор под грифом секретности. Эйнштейн, кажется, все понимал. К тому же, он был уверен: нельзя, чтобы одна Америка имела ядерную бомбу — в мире должно быть «равновесие страха».
«Это я уговорила его написать Сталину, это я хочу в Москву. — Я тебе не верю. — Мне было приказано. — Что? — Мне было приказано возвращаться в Москву».
В роли Альберта Германовича, как называет его на русский лад Маргарита, — Сергей Лысенко. Ему удалось показать не только 66-летнего ученого, лауреата Нобелевской премии, но и пронзительно живого человека, по-настоящему любящего и страдающего от ревности.
«Значит, он в Нью-Йорке живет? — Кто он? — Капитан. — Какой капитан? — Хромой капитан, который ехал с тобой в одном купе из Принстона. Я видел, он на тебя глаз сразу положил. А ты ему ответила этим своим взглядом — «Я свободная женщина!» Ты на меня смотрела в 35-м году, когда мы с Эльзой приехали к вам в Нью-Йорк в гости. Таким?»
Блистательная Марина Федорищева в роли 49-летней Маргариты — не гламурной красавицы, но с идеальной фигурой, стройной, длинноногой, обаятельной, гениальной в своей женской сущности. Неслучайно ею увлекались и сын Шаляпина, и сам Шаляпин, Есенин и даже Рахманинов, музыка которого не просто звучит в спектакле — она полна смыслов. Два незаурядных человека оказались в неразрешимой ситуации в трагическую эпоху.
«Да услышь ты себя, Мар!!! Что ты говоришь, девочка, моя! Ты полюбила свою идею! Поехать с человеком, которого ты не любишь, который тебя ненавидит, перед которым, как тебе кажется, есть какой-то невыполненный человеческий долг! И ты призвана высшими силами его наконец исполнить! Ох уже мне эта русская жертвенность, душевные страдания, духовная религиозность! Ты что, не видишь всей глупости и нелепости твоего шага? — А я точно знаю, что если убрать в отношениях между людьми такие понятия, как долг, порядочность и совесть, то человек перестает быть человеком, а превращается в пустую оболочку с теорией относительности. Потому что без всего этого он будет человеком уже довольно-таки относительно!»
Маргарита для Эйнштейна — человека легендарной славы — составляла целый мир.
Он писал ей:
«Приезжай ко мне в Принстон,
Тебя ожидают покой и отдых.
Мы будем читать Толстого,
А когда тебе надоест, ты поднимешь
На меня глаза, и я увижу в них отблеск Бога».
Бог был не просто символ веры, для него это была Вселенная. Она — его Вселенная.
«Как тебе спалось? Я так хорошо спала только в детстве. Что ты там высматриваешь? — Мне кажется, что вместе со мной ты вымыла всю Вселенную! Посмотри, как блестят вымытые звезды!»
Маргарита всего один раз за спектакль меняет наряд — алая атласная ткань словно выплескивает всю страсть этой роковой женщины. А гений физики предстает перед зрителем в обывательском сером халате, затрапезных пижамных штанах и мягких тапочках. Задача режиссера — не добиться фотографической схожести с реальными героями. Куда важнее воссоздать чувства. Очищенная от шелухи интимных подробностей жизнь двух немолодых людей, предстает как глубокая драма об одиночестве, которое настигает в старости каждого. В реальной жизни Эйнштейн скончался в 1955 году от аневризмы аорты, отказавшись от лечения. Сергей Конёнков, которого называли «русским Роденом», ушел из жизни в 1971-ом. Маргарита покинула мир в 80-м — она умерла от истощения в самом центре вполне благополучной Москвы.
Минимализм декораций подчеркнул великолепие актерской игры. Сергей Лысенко и Марина Федорищева играют на разрыв — зрители давно не видели этих талантливых артистов в главных ролях. Оглушительный взрыв накрывает каждого свидетеля этой трагической истории, в которой переплелись истинная любовь, большая наука и всемирная история.
«Себя сегодня поймала на мысли, что если бы Семен Михайлович видел сегодняшний спектакль, я думаю, он бы был тронут теми традициями, которые чтутся, соблюдаются в театре. Были слезы во время спектакля, были замечательные сцены. Я очень благодарна нашим талантливым артистам Марине Федорищевой и Сергею Лысенко о том, что они вот так классно сыграли этот спектакль. То есть я могу поздравить всех жителей Старого Оскола, всех жителей Белгородской области с нашей новой премьерой. Хотела, чтобы этот спектакль увидели как можно больше зрителей».
— Валентина Хохрина.
«Невероятно трогательно. Это любовь великого гения, как оказалось, не менее гениальной женщины. Отмечу русской женщиной. Меня это потрясло».
— Дмитрий Можаров.
«Это шедевр, это прекрасно. И еще нынче вообще мало душевных таких спектаклей, которые затрагивают самые важные темы в человеческой жизни. Темы Родины, темы долга, темы любви. Куда без любви? Никуда. Я была неподготовленным зрителем, я не знала историю. Но история меня просто тронула до глубины души. Очень рекомендую прийти на этот спектакль. И сегодня нет ничего важнее веры в Бога и любви».
— Татьяна Громова.
«Мы просто привыкли, чтобы все заканчивалось со счастливым концом. Но не всегда так бывает. Игра актеров хорошая, профессиональная. Ничего не скажешь. Одни только положительные моменты».
— Сергей Прасолов.
«Ничто человеческое не чуждо гениям. И все те же самые жизненные перипетии, их тоже касаются. Я полностью погрузилась в эту историю, справились, мне кажется, на 100%».
— Ксения Коробова и Ирина Радченкова.
Аплодисменты, слезы и цветы. Прервать овации поднявшегося зала смог лишь выход на сцену режиссера. Александр Кладько посвятил эту работу памяти Семёна Лосева.
«Я много езжу по стране, много ставлю. Вижу в каком удручающем творческом состоянии находятся театры — по разным причинам. Семену Михайловичу удалось создать уникальный в вашем городе театр со своим лицом, что редкость сегодня. Театр, который продолжает великие традиции русского психологического театра, основанного на духовности, той, которой всем нам сегодня не хватает. Но он сегодня переживает свои не самые лучшие времена — ушел лидер. Не бросайте его, любите его, он часть вашей жизни этот театр, часть вашего общего культурного пространства. Берегите его. Спасибо за внимание!»
— Александр Кладько, режиссёр-постановщик.
Увидеть постановку теперь уже можно будет в новом году. Следите за афишей.
Анна Семенова, Евгений Левошко, Александр Саввин, Илья Самсонов — 9 канал.

