«Доктор А»: врачи из пьес Чехова собрались на старооскольской сцене, чтобы поставить диагноз. Но кому?

Чеховщина какая-то. В Старооскольском театре премьера. Спектакль «Доктор А» поставлен по оригинальному сценарию Петра Нореца. Молодой российский режиссер собрал на одной сцене четверых врачей из разных произведений Антона Павловича Чехова. Для чего созвали медицинский консилиум и какой вынесли диагноз, в нашем репортаже.

Начало премьеры пришлось задержать на целых 45 минут — причиной стал транспортный коллапс, в минувшую пятницу охвативший весь город. Многие не смогли вовремя добраться в театр. Исполнитель роли Антона Павловича Чехова — Андрей Тибекин, по сценарию, уже на сцене. Пока собирался зал, 44-летний драматург делал какие-то пометки за письменным столом. И вот, все в сборе — наконец, прибыли зрители и… четверо медиков из разных произведений Чехова. Они собрались на консилиум. Военного врача Чебутыкина из «Трех сестер» играет Антон Ласкин. Героя чеховской «Чайки», довольного собой доктора Дорна — Дмитрий Горбовский. Честного и прямолинейного уездного врача Львова из пьесы «Иванов» — Алексей Морев. В образе Астрова из «Дяди Вани» — Игорь Богатырев. Шестым персонажем на протяжении всего спектакля является скелет — то ли символ смерти, то ли анатомии. С ним вальсируют, разговаривают, наряжают, водят вокруг него хоровод. Периодически на сцене появляются персонажи из заявленных пьес Чехова. Зрители едва успевают за мыслью режиссера.

Смелый творческий эксперимент Петра Нореца превратился в оригинальный спектакль всего за 4 месяца. Сцены из него выпускник режиссерского факультета ГИТИСа впервые представил в октябре на творческой лаборатории в старооскольском театре.

Полтора часа вместе с врачами ждут пациента и зрители, но таинственный больной, ради которого созвали консилиум, на сцене так и не появится. За это время каждый из врачей поделится своей историей, когда помочь больному было невозможно. Один невольно стал причиной самоубийства мужа пациентки, другой вместо спасения лишь констатирует смерти — то на дуэли, то собственных больных, третий разочарован профессией врача и давно тяготится ею, четвертый не может забыть гибель начинающего драматурга, не сумевшего быстро добиться успеха. Известные со школы диалоги причудливой мозаикой соединены в одну сюжетную линию.

«Применен какой-то инновационный подход, тем более, что в спектакле есть все-таки какие-то шутки про искусственный интеллект и какую-то анатомию Чехова. И действительно, эта способность запустить в один короткий спектакль все чеховские пьесы, достаточно любопытная. Такая вольная фантазия. И дайджест, заложенный в короткий сюжет. Мне кажется, спектакль получился очень спокойным и даже веселым, невзирая на трагические темы, которые, возможно, возникают. Дальше вопрос зрителя, как он это воспримет, и не будет ли ощущения скомканности».

— Павел Руднев, театральный критик, доцент школы-студии МХАТ.

Российский театровед Павел Руднев, прибывший на премьеру из Москвы, считает, что с одной стороны — Чехов в ДНК у русского человека, и коллективное бессознательное поможет зрителю вспомнить всё и понять суть, с другой — все-таки без определенной подготовки восприятие может быть сложным. Согласны и старооскольцы, первыми увидевшие новый спектакль — одни намерены найти и прочитать неизвестное им произведение Чехова «Доктор А», другие кричали «браво».

«Спектакль необычный, да. Единственное, что актеры вообще замечательные. Вот сейчас переосмыслить надо. Эту пьесу я не читала. А то, что вот он собрал героев, сначала не поняла, а потом начала осознавать, что опыт, который жизненный у него, и написание его пьес послужило тем, чтобы написать именно это».

«Вообще Чехов — мой любимый писатель, поэтому мне было интересно. Я произведения эти угадывала. Начала с «Чайки», также «Иванов» очень сильное произведение. Наверное, неподготовленному зрителю тяжело это переварить, но я в восторге! И наши актеры — как всегда браво! Молодцы!»

Актеров благодарит и режиссер. На вопрос, что хотел сказать автор, сам Пётр Норец отвечает — врачи не всемогущи. Есть состояния, в которых помочь себе может только сам человек.

«Мы сами себе врачи. Каждый. Каждый может помочь себе в таких вещах, что врач не всё может вылечить. Собственно, о чём Чехов всегда и писал, когда врачей вводил. Потому что у него врачи, они… Такой парадокс, что есть врач, но он не лечит, потому что он не может вылечить те болезни, которыми больны персонажи остальные пьесы — одиночеством, любовью невзаимной, старостью и так далее. Врач не может это вылечить, только сам человек может как-то это принять, с этим что-то сделать. Собственно, нужно было почитать нам Чехова и его мысль выразить. Вот мы этим и занимались. Очень хорошая труппа, работалось очень легко и интересно. Удача в том, что удалось с такой труппой хорошо поработать».

— Пётр Норец, режиссёр.

«Доктор А» — консилиум продолжается. Врачи в ожидании новых пациентов. Следите за афишей театра.

Анна Семенова, Александр Саввин, Илья Самсонов — 9 канал.