«Это другой мир, другая жизнь…». Воспоминания капитана 2-го ранга Александра Мадая
В предстоящее воскресенье, 31 июля, свой профессиональный праздник отметят моряки. В Старом Осколе их около четырехсот. Торжественные мероприятия, посвященные дню военно-морского флота, пройдут на площади у ДК «Комсомолец». О чем на суше вспоминают те, кто всю свою молодость провел на службе под водой, наша съемочная группа узнала у капитана 2-го ранга Александра Мадая.
Вместо неба — под воду. Александр Мадай когда-то мечтал служить в авиации, но не прошел медкомиссию и стал моряком. Сегодня об этом нисколько не жалеет. Говорит, ничего бы в своей жизни не изменил. Впрочем, будущее моряка ему пророчили еще в детстве, вспоминает Александр:
«В 8 классе меня как отличника отправили по столицам Прибалтики. В Калиниграде мы пошли на могилу Евгения Никонова, и там был экипаж подводной лодки. Не знаю, чем я там приглянулся среди этой массы школьников, но старший этой группы, капитан 3-го ранга подошел, похлопал по плечу и сказал: „Ты живой подводник“. И так получилось».
После окончания Винницкого политехнического техникума Александр ушел в армию. Срочную службу начинал в Калининграде, в школе радистов, потом был направлен в полк дальней морской авиации Белорусского города Быхова. Уже через год службы Мадая рекомендовали к поступлению в Киевское высшее военно-морское политическое училище — на тот момент единственное в Советском Союзе, где готовили специалистов военно-морского флота. После окончания был направлен на Тихоокеанский флот. Там и провел всю службу капитан 2-го ранга.
«Это другой мир, другая жизнь, другая психология, — рассказывает Александр, — тут люди думают за что жить: где больше зарплата, как устроиться на работу, как прожить и т. д., а там пришел матрос и он мыслит категориями государства, его защиты. На Черноморском флоте в Советском Союзе было около 20 подводных лодок дизельных, сейчас — 6, но они по боевой мощи в несколько раз перекрывают лодки, который были в Советское время».
Боевая служба длилась от 4 месяцев до полугода. Скучать было некогда. Моряки не только пристально патрулировали морские рубежи страны, но и веселиться умели. К слову, Александр Мадай шесть раз встречал новый год под водой. К празднику на подлодке все вместе обязательно лепили пельмени, а вот макаронами по-флотски кормили не часто.
«Подводники не должны обижаться на меню и на продукты, Родина кормила подводников хорошо. Я такого хлеба не ел, как у нас пёк кок, ну и многие блюда я такие не видел, какие готовил наш кок».
Дома Александр проводил не больше сорока дней, и снова отправлялся в плаванье. Окончательно на берег сошел 18 лет назад, переехал в Старый Оскол. Сейчас трудится на заводе металлургического машиностроения и воспитывает подрастающее поколение моряков в клубе «Гардемарины».
«У нас есть такая мечта — осуществить шлюпочный поход для юных моряков. Потом, если наладятся отношения с Украиной, дойти до Новороссийска на шлюпках».
Мечтают моряки и о красивой набережной в Старом Осколе. А пока она разрушена, день ВМФ или праздник Нептуна, как его еще называют морские волки, отмечают на площади у ДК «Комсомолец». В этом году он пройдет 31 июля,