Фронтовик Владимир Никитович Зеленский: «Самое главное – жизнь!»
Владимир Никитович Зеленский в этом году отмечает сразу два юбилея: 75-летие Великой Победы и 95-ый день рождения. Староосколец полвойны прошел наводчиком орудия — 76-ти миллиметровой дивизионной пушки ЗИС-3 — такой же, что стоит у мемориала «Атаманский лес». 9 мая 1945-го герой встретил в Берлине.
— Дед, а расскажи про медали.
— Ну, что, наградили меня. 75 лет прошло после войны, как я воевал. Это за победу над Германией, за взятие Берлина, за отвагу тут.
Правнуки Владимира Никитовича любят расспрашивать о медалях, тяжелыми рядами украшающих парадный пиджак. Владимир Никитович Зеленский попал на фронт в 17 лет в 1943 году. Быстрая подготовка в гороховецких учебных лагерях и боевое крещение — под Ржевом.
24 орудия, вот, что в Атаманском лесе стоят этот 76-миллиметровый орудия. И у нас организовали полк. ОИПТАП 165 — это отдельный истребительный противотанковый полк. У нас командир полка был, он никому не подчинялся, только верховному командованию. Как только разведка доложила, где немец танки подтягивает, нас на эшелон туда, с фронта на фронт нас бросали.
— Владимир Никитович Зеленский.
Владимир Никитович до мая 45-го находился на передовой. Каждый новый день мог стать последним в жизни наводчика орудия.
Как вы думаете? Страшно. Мы молодые ребята все. Не страшно что ли? Ведь я от смерти… всего в 5 сантиметрах был от смерти. Когда с танком мы начали сражаться, нас стало обстреливать этот немец, ну, бои с танками. И как начали стрелять, я как упал вот так вот, головой вниз. Слышу, возле головы «шлеп»! Зашипело. Я голову поднял, там дым-пар идет. Земля-то сырая. Я как копнул, а там вот такой вот осколок, вот так вот от головы.
— Владимир Никитович Зеленский.
Рядовой артиллерии Зеленский прошел Финляндию, Прибалтику, Польшу и Германию. Получил 2 ранения, один осколок остался в руке на всю жизнь.
Вот, Берлинская метка, вот она. Командир орудия: «Наводчик, приготовить пушку к бою!» Я-то панораму беру, из-за дома вышел на лахвет сел, заряжающие снаряды готовить. Только хотел панораму в орудие вставить. А он из-за забора гранату прямо на нас. 27 апреля меня ранило, а 2 мая Берлин уже взяли. Я 5 дней не добыл, чтоб Берлин взять. Обидно, как вам сказать, я в госпитале лежал там в Германии.
— Владимир Никитович Зеленский.
День Победы староосколец встретил в немецком лазарете. Из-за громкого шума бойцы Красной армии сначала подумали, что фашисты атакуют.
«Пугалися», вышли на улицу из госпиталя, а там и ракеты пускают, и все рады стали, что война кончилась 9-го. Тут, конечно, радость, что война кончилась.
— Владимир Никитович Зеленский.
Домой, в Старый Оскол Владимир Никитович вернулся лишь в 49-ом. Служил после войны еще 4 года. У ветерана большая семья: дети, внуки, правнуки. Главный праздник для всех — конечно же, День Победы.
Бывает у Атаманского леса побудем, свои собираемся и приезжаем. Празднуем, отмечаем День Победы. Как день Победы не отметить, если воевал, под страхом был? Я говорю, что… и рассказывать страшно.
— Владимир Никитович Зеленский.
В 2020-ом Владимир Никитович отмечает не только 75-летие Великой Победы, но и еще один юбилей. Летом ветеран встретит 95-ый день рождения.
Самое главное что? Жить! Жизнь!
— Владимир Никитович Зеленский.