«И строить, и жить»: 50 лет назад в наш город прибыл молодёжный десант
Полвека назад, 27 мая 1973 года, в наш город по комсомольским путёвкам прибыл молодёжный десант. 800 парней и девушек со всего Советского Союза приехали возводить комбинаты. Многонациональный отряд имени героев-подпольщиков из «Молодой Гвардии». Ну, а уже в честь строителей-«молодогвардейцев» назвали микрорайон в юго-западной части города. Продолжит тему Лариса Ульяненко.
Куда привёз их поезд из Москвы, молодогвардейцы не знали.
«Видим, купеческий город, то-сё. Вот здесь, на спуске, где вечерняя школа, прямо наверху стоит хата под соломой. Весь автобус вздохнул: куда ж мы приехали, хаты под соломой? А тогда ж мы не понимали, что от войны прошло всего 30 лет. Путепровода не было. Спускались на Гуменскую на переезд».
— Валентин Ушаков, член всесоюзного ударного комсомольского стройотряда «Молодогвардеец».
С приездом молодых романтиков хаты под соломой стали быстро исчезать. На их месте появлялись пятиэтажные дома.
«Сейчас спускаться на микрорайон, справа — Китайская стена. Не было никакой Китайской стены. Частный сектор, такие вишни! А потом раз-раз-раз — и нет частного сектора. Мы когда приехали, был Горняк, Интернациональный, немножко Приборостроителя. Лебединец ещё был. Дальше была «степь, да степь кругом». И частный сектор. Новый город — там вообще ничего не было, один Дом связи стоял».
Их возводили не только профессиональные строители, но и учителя, парикмахеры, повара. Нелли Бауэр была бухгалтером. Но когда страна позвала на комсомольскую стройку, думала недолго.
«Мне нравилось, было интересно. Мы приехали, нас поселили в общежитии №6 на Приборостроителе. На Приборостроителе мы строили там, где кладбище. Кирпичи, конечно, тяжёлые для меня. Я ногами держала, а киркой кирпичи… Первый слой — специалисты. А я сзади кирпичики клала. Квартиру дали быстро, сначала, конечно, малосемейку на Интернациональном. А потом уже дали на Приборостроителе в 12-м доме квартиру двухкомнатную».
— Нелли Бауэр, участница всесоюзного ударного комсомольского стройотряда «Молодогвардеец».
Новое жильё получали не только молодогвардейцы, но и переселенцы из снесенных хатёнок.
«У меня соседка была оттуда — переселилась. И она, естественно, всё своё старьё перевезла в квартиру. И в квартире потом у меня появились мыши».
Мышей выводили. А детей заводили. Семей в 70-е рождалось много. Ведь на стройку в основном ехали холостые парни и девчата. Интернациональные свадьбы в общежитиях стали обычным делом. Особой популярностью пользовались болгары. Выйти замуж за иностранца — мечта многих.
«Не зря ж тогда пели… Можно я такое скажу? У нас пели «Все девчонки по парам разбрелись по болгарам. Только я в этот вечер засиделась одна».
А Нелли Бауэр свою любовь нашла на стройке.
«Наша семья — из стройотряда. Конечно, мы влюблялись, образовывались семьи. Нам дали один этаж для семейных. Так что все условия для нас были».
«Валентин Николаевич Цыцугин постоянно держал на контроле, чтобы всё было нормально. Я приехал из города, где денег у людей в те времена — вот столько, а жрать нечего. Я сюда приехал, чуть глаза на лоб не вылезли. Я зашёл в магазин, что напротив Болгарского рынка, ну, это, наверное, к нашему приезду сделали, там 32 сорта колбасы. В те времена! Тогда горняков снабжали. Потом, недельки через три, стало сортов на 10 поменьше. Ешь — не хочу».
— Валентин Ушаков, член всесоюзного ударного комсомольского стройотряда «Молодогвардеец».
Будущий глава Губкина тоже дружил с «молодогвардейцами».
«Старшим прорабом в СУ «Цемстрой» был Анатолий Алексеевич Кретов. Так что мы встречались с 73 года».
По правилам набора, в Старом Осколе «молодогвардейцы» должны были отработать год. Затем — езжай, куда хочешь. Многие так и делали. Но те, кто остался, дружат до сих пор. Только сегодня их уже мало. Валентин Ушаков просит откликнуться друзей юности.
«Ребята, нас осталось в городе 38 семей. На 98-й год. Я не могу вас собрать, потому что многие отключили домашние телефоны. Мой контактный телефон: 8-961-165-35-08».
Лариса Ульяненко, Павел Казакевич, Симон Гречишников — 9 канал.