Искусство быть зрителем
Как из человека сделать театрального зрителя? О формах работы с аудиторией разных возрастов коллективу старооскольского театра рассказала Ольга Бигильдинская — руководитель Экспериментального центра по работе со зрителями Российского академического молодежного театра. Мастер-класс организован в рамках проекта «Большие гастроли» при поддержке фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт».
Работа со зрителями — одна из составляющих работы современного театра. Причем, это не столько количественное привлечение аудитории, сколько расширение формата взаимодействия с публикой. Чтобы у зрителей появились новые поводы провести время в театре.
Мы создаем в театре такое пространство, куда зритель захочет приходить. Он должен понять — его это место, или не его это место. И работой со зрителем мы формируем собственную аудиторию. Это не только те люди, которые просто покупают билеты. Мы понимаем, что мы работаем именно на такого зрителя, который наш по группе крови, и которого мы ищем и зовем к себе в единомышленники. Создание такой атмосферы в театре, чтобы туда захотелось приходить нашим единомышленникам, вот это наша задача.
— Ольга Бигильдинская, руководитель Экспериментального центра по работе со зрителями РАМТ.
У работников старооскольского театра было немало вопросов — от введения абонементов до опоздавших на спектакль. Руководитель экспериментального отдела по работе со зрителем Российского академического молодежного театра Ольга Бигильдинская давала коллегам конкретные рекомендации:
Ведь мы со своим уставом в чужой монастырь не ходим. И у театра есть свои правила, и если спектакль начался, ты не имеешь права войти уже в зрительный зал. Если это большой зал, то в нашем театре разрешается до антракта сесть наверху, чтоб ты не мешал всей основной публике, которая сидит в партере, и до антракта ты смотришь спектакль уже не с тех мест, на которые ты купил билеты, к сожалению. Ну, это правильно — театр — живое искусство, и нужно понимать, что на сцене не проекция, а живые люди, которые слышат, реагируют на каждый шорох в зале. Это же своя атмосфера создается во время спектакля, ее нельзя нарушать.
Мастер-класс Ольги Бигильдинской — событие в жизни театра. Эту информацию не встретить на просторах интернета, не найти в специальной литературе.
Воистину мечты сбываются. Это давняя моя мечта была встретиться с Ольгой Бигильдинской. А сегодня, конечно, очень интересный был мастер-класс, такой… Ольга поделилась навыками своей работы в театре, рассказала о проектах, которые у них осуществляются, каким образом. В общем, они очень щедро поделились своей работой. Поэтому я думаю, мы тоже сможем это применить.
— Светлана Яврумова, заведующая отделом по организации зрителя Старооскольского театра.
Зрителей надо воспитывать с детства, тогда походы в театр будут частью образа жизни, а не случайным экспериментом. Работа с детьми должна стать системной.
Мне понравилось, что в названии у них было что-то такое, какой-то проект, как человек превращается в зрителя. То есть, маленький ребенок приходит в театр, и ему рассказывают, как становятся зрителем. Вплоть до того, что можно ли там бросить бумажку, как пройти между рядами. Наверное, вот это, мы уже обговаривали. таетртеНу и абонементы мы разработать давно тоже мечтали.
— Светлана Яврумова.
Очередной мастер-класс в старооскольском театре в рамках федерального проекта «Большие гастроли» будет посвящен сценическому свету.