«Из-под земли достанут»: как тренируются и работают горноспасатели
Сквозь дым, в тесных клетках, по шатким брёвнам и при высоких температурах проходят тренировки горноспасателей. Только они в случае ЧП в карьере или шахте могут прийти на помощь. Чтобы это сделать вовремя и грамотно, часами отрабатывают алгоритмы спасения. Как это происходит, увидела съёмочная группа 9 канала.
Это — не съёмки фильма-катастрофы. В таких условиях проходят тренировки горноспасателей. Здесь всё приближено к реальности, в которой ребятам приходится работать. Каждый модуль многофункционального комплекса, где проходят тренировки, имитирует определённый вид аварий на предприятиях, занимающихся добычей руды. В одних высокая — 40-60 градусов — температура, в других — задымление, в третьих приходится карабкаться по лестнице или идти там, где, кажется, и пройти невозможно. Где под ногами — нагромождение балок, а сверху в любой момент может обрушиться горная порода. Если на шахте или в карьере случается ЧП, вся надежда — на горноспасателей. Ликвидацией столь сложных аварий в нашем регионе занимается военизированный горноспасательный отряд.
«За прошедший год подразделение филиала осуществили 12 оперативных выездов на ликвидацию аварий на обслуживаемые предприятия как Стойленского, так и Лебединского ГОКов, а также на Яковлевском горно-обогатительном комбинате. Данные выезды были как для ликвидации пожаров на поверхности, так и оказание помощи пострадавшим в результате возникновения несчастного случая. Также и ликвидация подземных горных выработок».
— Виталий Ефремов, командир горноспасательного отряда Юга и Центра».
Таких тренировочных баз, как в Губкине, в стране — по пальцам перечесть. Движения отрабатывают до автоматизма, чтобы действовать практически на автопилоте. Иногда цена спасённой жизни исчисляется секундами. Именно так, вперёд ногами, выносят пострадавшего. Народные приметы здесь не работают. Если спасённого нести по-другому, ранец респиратора будет бить его по голове. Сколько калорий сжигают на подобных тренировках, ребята не считают. Нужды нет: всё подтянутые, выносливые, крепкие. Другие просто не справятся.
«Это настоящая мужская работа. Нагрузки, я вам скажу, серьёзные. Да, хорошие нагрузки. Я думаю, не каждый в силах это пройти. Поэтому здесь только подготовленные люди работают».
— Андрей Козеев, командир губкинского военизированного горноспасательного взвода.
Многочасовые тренировки в респираторе проходят раз в месяц. Сегодня отрабатывали обрушение, преодоление тесных горных выработок, задымление, спасение пострадавшего. Не снимая масок — упражнения в тепловой камере. Запаса кислорода в основном респираторе хватает на 4 часа, во вспомогательном — на 2. Есть аварии, устранять которые приходится несколько дней. Одним из самых сложных считается спасение из огня.
«Есть такое понятие: зона высокой температуры. То есть при ликвидации, например, пожаров, накаляется всё. Как воздух, так и горные выработки. И, соответственно, человек должен быть подготовлен к этому всему».
— Андрей Козеев, командир губкинского военизированного горноспасательного взвода.
Как и чем горноспасатели рискуют, можно судить по памятнику погибшим. При этом попасть в эту профессию сложно. Андрею Травянову пришлось ждать два года. Конкурс был — 10 человек на место. Сейчас Андрей — респираторщик 5-го губкинского горноспасательного взвода.
«Вот это — респиратор, он служит для защиты органов дыхания в непригодной атмосфере. Ну и, соответственно, из-за него так и называется должность. Спасатели, грубо говоря. Только респираторщик. У меня с самого детства была мечта стать спасателем. По зову сердца. — А на вашем счету есть спасённые жизни? — Есть. Приехали, человек попал под обрушение. Переломало таз, позвоночник. Вот. Его доставали в общем. Но ничего. Вроде жив-здоров сейчас».
— Андрей Травянов, респираторщик 5-го отделения губкинского военизированного горноспасательного взвода.
Не всегда горняки успевают поблагодарить своих спасителей. Но Андрей Травянов говорит, что они работают не ради «спасибо». Главное — успеть.
Лариса Ульяненко, Евгений Левошко, Станислав Васютин — 9 канал.