«Эмигранты»: актуальный разговор со зрителем

Абсурд, выросший из быта. Пьеса «Эмигранты» на сцене старооскольского театра все три премьерных дня шла с аншлагом. Уж очень остро и своевременно звучит она сегодня. Переезд, побег или измена Родине и себе? Великолепный актерский дуэт Петра Бежина и Игоря Богатырева показал зрителям изнанку эмиграции. 

«Эмигранты» спустя 50 лет после их написания. Польский журналист и писатель Славомир Мрожек создал пьесу в эмиграции в Париже в 1973 году. Это было время бегства диссидентов на свободный Запад, казавшийся тогда мечтой и идеалом. «Железного занавеса» давно нет, поездки в другой мир сегодня не караются законом, но тема не теряет актуальности — как верно подмечает один из героев: «Бегут не куда-то, бегут от чего-то». Спектакль построен на диалоге двух эмигрантов. Один приехал на чужбину, чтобы найти долгожданную свободу, другой — чтобы заработать на жизнь для своей семьи. Всё происходит в новогодний вечер в ночлежке под лестницей. Два актера ни разу даже не покидают сцену — пытаются, но не могут! Интеллектуала-циника, бежавшего в другую страну по политическим мотивам в поисках Свободы с большой буквы, прекрасно, очень пластично и умно играет Петр Бежин. Игорь Богатырев примерил на себя непривычный для него образ прижимистого работяги из деревни, мечтающего заработать как можно больше денег и вернуться назад, чтобы построить дом с баней на зависть всем соседям. Настолько убедительного в стремлении сэкономить, что даже сцена с собачьим кормом кажется вполне вероятной. 

Камерность обстановки — пьесу поставили в каминном зале — помогает зрителю сблизиться с казалось бы чужой историей и как бы абсурдно это не звучало, разделить их одиночество. Живость дискуссии подогревает минимальная предметная атрибутика и задник-экран с видеопроекциями. Кульминационный момент, когда работяга рвет деньги, накопленные непосильным трудом на вредной для здоровья работе, а интеллигент уничтожает едва начатую рукопись, заставляет зал застыть в недоумении, сочувствии, растерянности. 

«Я не могу описать ощущения. Очень необычный спектакль. Не смеялась, не плакала. Ощущение ровное. Ощущение того, что я ничего не поняла. Я считаю, что вывод только один: хорошо дома».

— Лариса Рогозина.

«Мне очень понравился спектакль. Эта тема актуальна сегодня, потому что мир не стабилен, и человек, конечно, всегда ищет, где ему лучше, верит в какие-то эфемерные, иллюзорные мечты, ищет какую-то особую жизнь, к сожалению, не всегда те мечты, которые себе придумывает, те фантазии, реализуются на самом деле».

— Елена Горшкова.

Некогда знаменитая, гремевшая, затем подзабытая, а сейчас вызывающая повышенный интерес пьеса Славомира Мрожека в постановке Александра Золотовицкого, наверняка, войдет в репертуар нашего театра. 23-летний режиссер — сын ректора МХАТа Игоря Золотовицкого и актрисы Веры Харыбиной — по личным обстоятельствам не смог присутствовать на премьере, к слову, весьма музыкальной. 

«Мы иногда вредничали. Когда он нам предлагал один вариант, потом второй вариант, третий, мы с Игорем — ну что-то нам это не так, нам больше вот это нравится. А так, конечно, это режиссер, это очень важная для него вещь, он, Александр Игоревич, очень трепетно относится к музыке, он очень любит музыку, очень тонко к ней подходит, и, мне кажется, это и есть в спектакле. Это видно, отражается».

Главная тема — миграция как состояние души. Задумывалось не про конкретные страны, но в нынешних обстоятельствах не проводить аналогии — невозможно. Ведь, по мнению режиссера, самый невероятный абсурд всегда вырастает из тотального быта.

«Мы, когда начинали работать еще над этим спектаклем, не было даже предпосылок ко всей этой ситуации в стране. Мы начали репетировать, и все начало обостряться, то есть наш спектакль становился актуальнее прямо в процессе репетиций. Мы умышленно выводили отсюда какой-то культурный код, старались максимально нейтральным сделать время, страну, из которой они уехали, и максимально нейтральным, непонятным, размазанным, если можно так сказать, место, в которое они приехали. Потому что по большому счету именно это дает возможность практически любому человеку в любое время, наверное, даже в любой стране, почувствовать себя на месте персонажей. Мы специально хотели, чтобы было непонятно, какое это время и какая это страна». 

Три премьерных дня позади, в следующий раз «Эмигрантов» можно будет увидеть в ноябре. 

Анна Семенова, Евгений Левошко, Мария Шелепова — 9 канал.