«Это нужно живым»: на самом старом кладбище Старого Оскола прошёл субботник
В Старом Осколе семь кладбищ. Ахтырское, на Ленина, пожалуй, самое старое и заброшенное. Точное количество захоронений здесь тоже вряд ли кто-то назовёт — некоторые едва угадываются, другие вовсе канули в Лету. Сотрудники краеведческого музея взяли под опеку четыре могилы: городского головы и мецената Иллариона Симонова, заслуженного врача РСФСР Любови Осьмининой, выдающегося хирурга Александры Абельдяевой и её сестры. На субботнике приводили в порядок места упокоения и… мечтали.
Заглянувших в этот Богом забытый уголок встречают заросли бурьяна и мусор. Неуютно и у безымянных могил, и там, где покоится прах почётных жителей. О том, что некрополь нужно срочно приводить в порядок, оскольчане говорят давно. Однако ситуация с каждым годом лишь хуже. Хоть как-то спасти знаковые захоронения пытается краеведческий музей. Вместе с волонтёрами ухаживают за могилами известных оскольчан. В этот раз субботник стал ещё и образовательным. Научный сотрудник Сергей Соседкин рассказал студентам медколледжа историю Ахтырского кладбища.
“Историю свою оно берёт ещё со времён Екатерины II. В1784 году по её указу была проведена масштабнейшая перепланировка всего города. И вот с тех пор это место обозначается, как территория городского кладбища. То, что находится сзади вас, это не развалины церкви, как многие думают, это именно ворота кладбищенские. Церковь Ахтырской иконы Божией Матери, которая была построена в 1822 году, в той стороне, где братская могила. Но в 1938 году, незадолго до войны, она ещё стояла, но вскоре была разрушена”.
— Сергей Соседкин, научный сотрудник Старооскольского краеведческого музея.
Узнали студенты и о тех, кто нашёл на этом кладбище последний приют. В одной из могил покоится прах Иллариона Симонова — почётного гражданина Старого Оскола, купца II гильдии, главного жертвователя Ахтырской церкви.
“Был, помимо всего прочего, ещё городским головой, мэром, как сейчас сказали бы. Больше 10 лет он занимал этот пост. С 1884 по 1894 год Илларион Илларионович Симонов. Его дом, красивый особняк, стоял на том месте, где сейчас находится художественный наш музей. И он, как благотворитель, очень многое сделал для нашего города. На его средства были построены церковно-приходская школа при Ахтырском храме, городское училище — каменное здание, красивое из красного кирпича, недалеко от центра молодёжных инициатив. Ну и богадельня городская. Бывшее здание, которое сейчас относится к медколледжу”.
— Сергей Соседкин, научный сотрудник Старооскольского краеведческого музея.
Здесь же похоронена оскольчанка Любовь Осьминина — заслуженный врач. Во время войны она возглавляла один из трёх эвакуационных госпиталей. Третья могила, над которой шефствуют музейщики, Александры Абельдяевой — супруги еще одного почетного гражданина Старого Оскола Василия Абельдяева, имя которого теперь носит местная Высшая школа медицины.
«Во время войны она сама, будучи хирургом, провела почти 3000 операций. 2772, если мне не изменяет память, она провела. Огромное количество бойцов вернула в строй. После войны стала хирургом, ведущим хирургом туберкулёзной больницы у нас в Старом Осколе”.
Кому-то из будущих медиков эти имена знакомы, но многие слышат в первый раз. Но и те, и другие, соприкоснувшись с историей, по-другому уже смотрят на заброшенное кладбище.
“Мы ухаживаем за могилками, помогаем делать как-то красивее. По кладбищу очень интересно ходить. Могилок некоторых нет уже. Очень, конечно, печально на это смотреть”.
«Жутко от вида запустения. Мы бываем на Каплино — и там всё по-другому, не то, что тут. Тут они выглядят, как заброшенные”.
Музейщики считают, Ахтырское кладбище можно превратить в подобие некрополя с аллеями и, как это практикуют в других городах, проводить тут экскурсии.
“Всё, что относится к истории города, это важно сохранить. Конечно, было бы замечательно, если бы мы привели это кладбище в порядок. И, может быть, действительно, проводили какие-то экскурсии по памятникам, где захоронены люди, которые очень много сделали для города. Ну, почему нет? Это культура. Это часть нашей культуры. Дети вот, например, сегодня были, они не знают, кто такой Симонов, кто такой голова”.
— Валентина Быкова, научный сотрудник Старооскольского краеведческого музея.
Чтобы превратить жутковатое кладбище в ухоженный некрополь, нужно желание не только жителей и сотрудников музея, но и властей. И, конечно, деньги. А пока нет ни того, ни другого, за могилками ухаживают родственники. Но они, судя по запустению, мало у кого из лежащих тут остались.
“Здесь лежит бабушка моего мужа, Сапрыкина Александра Фёдоровна, которая во время войны спасала шестерых своих внуков. В том числе и моего мужа. Так как родители были на фронте, а крошки оставались, детки, с нею. Мы вот ещё не бросаем, а в основном брошено все. Брошено. Я даже не помню, с какого года, но очень давно заброшено. А теперь совсем приходит, видите к чему. Как вы думаете, что с этим кладбищем надо дальше делать? А этого я не могу сказать. Либо его совсем закрыть, либо… не знаю. Очень грустно”.
— Клавдия Сапрыкина.
Лариса Ульяненко, Евгений Левошко, Илья Самсонов — 9 канал.