Модернизация системы пассажирских перевозок в Старом Осколе не прошла гладко
Все маршруты поделены между пятью перевозчиками, с которыми владельцы автобусов заключают договоры на перевозку пассажиров. Таким образом, между предпринимателями и администрацией появились посредники. За два года, в погоне за прибылью, перевозчики увеличили автопарк на треть, и маршрутки в буквальном смысле наводнили улицы Оскола. Теперь возникла необходимость избавиться от лишнего транспорта. Часть автобусов старше девяти лет решено списать, остальные заменить на новые машины большей вместимости не ниже класса «Евро-4».
Еще пару лет назад в Осколе было девяносто городских и пригородных маршрутов, их обслуживали четыреста девяносто девять автобусов. Интервал движения на самых востребованных маршрутах составлял десять минут. За два года количество автобусов увеличилось — теперь их семьсот сорок девять, а интервал сократился до двух минут. Вереницы автобусов в очереди на остановках, водители в погоне за прибылью и пассажирами устраивают настоящие гонки. Проконтролировать деятельность перевозчиков администрация, как выяснилось, не может. Созданный ею же посредник, согласно договору обязан лишь обеспечивать бесперебойные качественные пассажирские перевозки, но никому не подчиняется, и ни перед кем не отчитывается. Подобная ситуация не устраивает нынешнее руководство округа.
«Мы что дальше будем делать? Мы будем дальше молчаливо соглашаться с тем, что у нас перевозчик главный в муниципалитете? Я считаю, что эту вакханалию надо в принципе прекращать. Я конечно, могу сказать, что эту ситуацию создали мои предшественники, но я думаю это будет неправильно», — считает первый заместитель главы округа Сергей Гераймович.
Однако избавиться от посредника раньше срока, предусмотренного договором, не просто и даже невозможно, если перевозчик обеспечивает качественные и безопасные пассажирские перевозки. В 2017 году действие договора заканчивается и в администрации уже говорят о том, что продления на прежних условиях не будет.
«Поэтому, мы естественно готовим документы, – говорит Сергей Гераймович,- и будем разговаривать с этими перевозчиками об изменении структуры. И если они сами пойдут по цивилизованному пути и согласятся, значит мы это сделаем. Эти перевозчики будут работать только под одним организатором. Который будет выбран, под единоначалием. Это будет муниципальная структура».
Борьба с перевозчиками уже началась. Недавно в одностороннем порядке был расторгнут договор с Валентиной Бессараб, ИП обслуживало маршруты №16, 16а, 18 и 18-а. Валентина Трофимовна уже порядком потрепала чиновничьи нервы. Последней каплей стал отказ подписывать соглашение о замене машин старше 2006 года выпуска на новые. Принуждать предпринимателей к покупке новых, дорогостоящих автобусов незаконно — так считают в прокуратуре.
«Это всё противоречит антимонопольному законодательству, — возмущается Валентина Трофимовна, — чтобы подписать это соглашение, по которому надо было убрать 18 машин, значит, мне бы пришлось нарушить предписание прокуратуры. Там написано нельзя, незаконно, поэтому я не могу взять и человека заставить. При этом я собрала предпринимателей и сказала, машины менять надо. Некоторые поменяли, которые старые поменяли на более новые Газели по приемлемой цене».
В течение нескольких месяцев на Валентину Бессараб было составлено множество актов за нарушение условий договора. В результате принципиальную предпринимательницу вывели с маршрутов.
«Мы пришли вот с учетом всех сигналов, что поступали постепенно, к ситуации связанной с расторжением. Поскольку мы понимали прекрасно, что мы войдём в судебные процессы, поэтому и оформление документов мы делали с учетом всех требований оформления таких документов с учетом правовых аспектов, чтобы не было иных зацепок», — комментирует ситуацию Сергей Гераймович.
Предпринимательница не согласна с такими действиями администрации: «Это рейдерский захват маршрутов. Если были какие то нарушения, почему я о них не знаю, ведь каждому человеку дается шанс, правильно, где бы он не работал, ему дается какая то претензия, как и везде. И дается время исправить. Так до сих пор мне никто и не ответил, за что расторгнут договор».
Предприниматели, работавшие с Бессараб, не спешат заключать временные договоры с муниципальным пассажирским предприятием. На сегодняшний день в МБУ «Пассажирское» перешли только семь автобусов из пятидесяти трех. Остальные работают по-старому, однако в транспортном отделе уже готовят документы, согласно которым все они будут объявлены вне закона. Охоту на нелегалов откроют уже на следующей неделе.
В целом, если говорить о модернизации системы пассажирских перевозок в Старом Осколе, претворить в жизнь удалось не все. Планировалось сократить количество транспорта на тридцать процентов и половину заменить на новые автобусы большей вместимости. В результате сократили лишь пятую часть, треть обновили. Сегодня на улицах Оскола должно остаться шестьсот два автобуса, но на деле их ровно столько, сколько вывел перевозчик. Ведь с каждой, вышедшей на линию маршрутки, он имеет ежедневно по двести пятьдесят рублей и прибыль уже давно исчисляется миллионами.