“Одна семья – два героя”: история братьев-орденоносцев Чуриловых
Уничтожил 5 немецких танков, устранил 17 порывов на линии связи под пулеметным огнем противника, что позволило подразделению успешно выполнить боевую задачу. Эти отважные поступки совершили братья Яков и Иван Чуриловы из села Истобное Губкинского района. Оба отмечены орденами Красной Звезды, но героями себя никогда не считали. Да и встретиться после победного мая им не довелось. Старший, Яков, был награжден посмертно. История братьев-орденоносцев в нашем следующем материале.
Из этого дома братья Чуриловы ушли с разницей в три года. Старший – Яков – отправился в ряды НКВД в 38-м, а младший – Иван – в 41-м встал под ружье – на фронт пошел добровольцем. Ему было тогда 19. Война не оставила братьям шанса увидеться. Боевой путь – в диаметрально противоположные стороны. Яков по призыву попал в Северо-Западные войска и отправился на Кавказ, а Иван – сражался с фашистами на Белорусском фронте. Домой вернулся лишь один.
“Это дядя мой, он погиб в Чечено-Ингушетии. Ранение в брюшную полость, не смогли спасти по всей видимости”.
– Николай Чурилов, старший сын ветерана Великой Отечественной войны Ивана Чурилова.
Похоронка на Якова так и не пришла. Он считался пропавшим без вести. Лишь в 90-х из военкомата поступил ответ на запрос родных – красноармеец погиб на Кавказе. Других сведений не было. Место первичного захоронения Министерство обороны обнародовало лишь пару лет назад, опубликовав копии документов в интернете. Из оцифрованных архивов военного ведомства близкие Якова Чурилова узнали, что скончался он в госпитале от полученных ранений 8 октября 1942 года, захоронен в Серноводске. За героизм, проявленный в боях с противником, красноармеец награжден орденом Красной Звезды. Пятиконечную звезду за героические подвиги в Великую Отечественную принёс домой и младший брат Иван.
“Я у отца спрашиваю: пап, за что тебе дали орден Красной звезды? Ну, ему ж неудобно было рассказывать, что он там немцев стрелял. И он говорит: командир дал нам команду, не помню, он называл своего товарища, вон там в деревне – немцы. И нужно в плен взять желательно офицера. Мы пришли, портянку в рот офицеру заткнули, на плечи и приволокли его в штаб. Вот за это нам дали по ордену Красной Звезды”.
– Николай Чурилов, старший сын ветерана Великой Отечественной войны Ивана Чурилова.
Вернувшись с фронта, 25-летний Иван обзавелся семьей. Жена подарила ему пятерых детей. 9 мая фронтовик встречал всегда по-особому торжественно – доставал лакированные туфли, костюм и фетровую шляпу. Награды хранил в шкафу. Не носил. Да и о войне вспоминать не любил. Лишь несколько историй передал своему сыну Николаю. Рассказал, как спасались из-под немецкого обстрела, как тащил на себе раненого односельчанина.
“Ивану попала пуля вот сюда, в щеку, а вот здесь вырвало. Я помню, он приходил на каждое 9 мая. И он его тащил на себе. А он все – беспомощный был. Немец хотел его пристрелить. А отец говорит: комрад, мол, брат. А тот отвечает: ну, если брат, волоки! И он его дотянул. И Иван остался живым. Иван Кузин”.
– Николай Чурилов, старший сын ветерана Великой Отечественной войны Ивана Чурилова.
У Ивана Чурилова помимо ордена Красной Звезды еще три боевых награды – “За отвагу”, “За взятие Кенигсберга”, “За победу над Германией”. К сожалению, пятиконечная звезда утеряна, сохранилась лишь орденская книжка.
“На кладбище возлагаем цветы. Царство небесное, пап. Вояка ты был…”
Младший из братьев-орденоносцев прожил 78 лет. Иван Емельянович Чурилов ежегодно, пока были силы, приходил к сельскому мемориалу, где высечены имена ушедших и не вернувшихся с фронта односельчан. В списке почти 500 имен. Среди них и его старший брат Яков. Точные места захоронения многих безмолвных героев той великой войны неизвестны до сих пор.
Елена Чурилова, Евгений Левошко, Илья Самсонов, – 9 телеканал.