Он не вернулся из боя: Андрей Костюков
1 февраля 2000 года оборвалась жизнь старооскольца Андрея Костюкова. До своего 19-летия он не дожил четыре дня — погиб при штурме в Грозном. После учебки мог избежать «горячей точки», остаться в части, но решил, что мужчины не прячутся. С отцом героя, Александром Костюковым, поговорила корреспондент 9 канал Лариса Ульяненко. За 23 года боль не ушла из отцовского сердца, а слёзы — не высохли.
Мальчик с игрушкой в руках, а рядом — орден Мужества. Кто бы мог подумать, что этот улыбчивый паренёк станет героем… Вот только свою награду Андрей Костюков не увидел. Её вручили родителям после смерти сына.
«Погиб он в городе Грозном. При штурме торгового центра на площади «Минутка». Погиб он 1 февраля 2000 года. Четыре дня не дожил до 19 лет. Вот эта похоронка».
— Александр Костюков.
Андрей знал, что едет не на прогулку — часть отправляли в Чечню. Но юношеский максимализм и азарт, благородство, смелость и нежелание оставлять друга оказались сильнее осторожности.
«Уже перед самым выпуском он сказал: «Мы уже знаем, куда мы попадём». Я его уговаривал. Я говорю: «Оставайся в части! Его оставляли в учебке. Замковзвода. Или командиром отделения. Ну, он сказал: «Нет!» Ну, вот так решили они. Там у него Саша был Дашков. В учебке, где они служили, хотя они потом в разные попали части, но оба погибли. Сейчас могилки-то рядом на кладбище в Каплино. Вместе в учебке и вместе там».
— Александр Костюков.
Подробностей гибели сына родители не знают. Похоронка скупа на детали.
«Штурмовая группа, в состав которой входил ваш сын Костюков Андрей Александрович, с боем взяла торговый центр».
— Александр Костюков.
Костюков-старший не был в Грозном: от одной мысли оказаться там, где прервалась жизнь его мальчика, становится плохо.
«Нет, не хочу. Может быть, для кого-то это будет как-то, может, дико, мне очень тяжело даже на кладбище лишний раз съездить. Для меня не нужно ехать на кладбище, для того, чтобы его вспомнить. Я его никогда не забываю. Я помню о нём всегда».
— Александр Костюков:
Андрей — старший из троих мальчишек когда-то счастливой семьи Костюковых. Детство проходило в клубе «Оскольский богатырь», который организовал отец. Как и папа, Андрей обожал спорт: пауэрлифтинг, первый разряд по дзюдо, штанга.
«Обливались ледяной водой. Заготавливали веники для бани. Ездили по грибы, по ягоды по лесам, по долам. Машины не было у меня, я только в 53 года права получил. В 90-е годы кто богато жил-то? Особо простые люди. У нас возле подъезда одна машина была. На 36 квартир одна машина».
— Александр Костюков.
Чтобы скрасить поездки на дачи, которые сыновья, как и многие советские дети, воспринимали без восторга, родители придумали поощрение.
«Перед отъездом на дачу утром завтракаем, берём с собой какие-то продукты, приезжаем на дачу и для них сразу опять: «Давайте кушать». Что-нибудь такое — пикник на природе. Пикник на природе — это для детей интересно».
Когда Андрея призвали, родители ездили к нему в часть. А потом связь оборвалась. И тишина была такой зловещей.
«Какое-то уже нехорошее предчувствие от того, что нету ничего. Никакой информации. Где он? Что он? Ноябрь, декабрь, январь. Три месяца. Ну и даже не факт, что он весь этот период был в Чечне. Мы же не знаем. Мы ни одного письма не получили».
— Александр Костюков.
Вместо письма в Оскол пришла страшная весть.
«Похоронки не было. Его привезли. Прямо сразу привезли. И вот я был как раз в клубе. И люди тренировались. В спортзале тренировались. В бане парились. Музыка играла. Зашёл военком, зашли представители комитета по делам молодёжи. Выключили музыку. И… Эх. И вот его привезли. Он запаянный был. В цинке. Гроб. Но через окошечко было его видно хорошо. Он был узнаваем. И мы… И мама, и я, в общем-то его опознали».
— Александр Костюков.
Костюков-старший общался с чеченцами в армии, на соревнованиях. Говорит, это люди большого достоинства. Винить весь чеченский народ в гибели сына невозможно. Как и сейчас нельзя обвинять всех украинцев подряд.
«Ну а то, что там мозги промывали. Ищи, кому выгодно. Сейчас же тоже самое. Столкнули нас с Украиной. Готовили их. Столкнули с лбами, вот и всё. Америка достигла своей цели. — Как вы думаете, с Украиной мы потом сможем жить в мире так же, как с Чечней? Ну, убивали мы друг друга в Чечне. Теперь живём в мире. Здесь — то же самое. Просто вряд ли мы согласимся с наследниками Бандеры».
— Александр Костюков.
Андрей не успел даже погулять с девушкой. Он многого не успел. Кроме как положить жизнь «за други своя».
Лариса Ульяненко, Алексей Грачёв, Илья Самсонов — 9 канал.