От «Улыбки» станет всем слышней

Старооскольский детский сад №22 «Улыбка» — единственный в Белгородской области готовит к школе детей с нарушениями слуха. В 6 из 13 групп — обучение идет по специальным программам. Дошколята с тяжелыми нарушениями речи, полной или частичной потерей слуха, расстройством аутистического спектра получают здесь необходимые навыки.

Эту маленькую принцессу зовут Катя. С 2 лет она занималась в группе для детей с нарушением слуха. После коррекции слуха перешла в группу с нарушениями речи.
Теперь Катя понимает обращенную к ней речь и говорит сама, причем очень чисто. В следующем году пойдет в обычную школу, но очень не хочет расставаться с детским садом.
Слушать, слышать и говорить детей учит сурдопедагог Марина Юрьевна Жукова. «Объяснить на пальцах» для нее эта фраза имеет особый смысл. С помощью бытовых жестов, вибраций, аппаратуры по развитию слухового восприятия и произношения, она ставит речь детям, которые ее до этого никогда не слышали.
Это ежедневный труд, в котором участвуют и воспитатели.

Нужно обыграть это слово в разных ситуациях, на всех предметах. Например, если мы сегодня изучали кошку, я заучила с ними, что это кошка, как она говорит, что она делает, то воспитатели потом лепят эту кошку, чтобы они почувствовали, что у неё есть лапы, у неё есть хвост. Аппликацию делают, рисуют, ходят и подражают. Мы даже встаем на четвереньки и ходим, мяукая, чтобы они все это через себя пропустили.

— Марина Жукова, сурдопедагог


А главное, это окружить таких ребят заботой и любовью, чтобы они могли по-настоящему раскрыться.

Сюда приходят более ранимые дети и более ранимые родители. Нужно найти контакт, точку соприкосновения, именно понять. Выработать общие жесты, общие слова, найти общий язык. Когда детки только приходят, сначала это бытовые жесты. Потом мы уже учимся читать, писать. И когда научились читать, писать, тогда мы уже учим слова и потом уже на словах общаемся.

— Кристина Кодолбенко, воспитатель

К сожалению, не всегда можно научить внятно говорить слабослышащего ребенка. Все зависит от того, когда начать занятия – и это не только про слух. Общее и фонетико-фонематическое недоразвитие речи, дизартрию и другие проблемы легче компенсировать на ранней стадии.

В наш детский сад можно попасть при наличии заключения психолого-педагогической комиссии, которая работает у нас в психолого-педагогическом центре. То есть, сначала необходимо пройти комиссию, получить полностью медицинское заключение, потом обратиться в ПМПК, который обследует ребёнка, напишет заключение и направляет уже в определённую группу.

— Ирина Пасюга, заведующий детским садом №22 «Улыбка»

Анастасия Иконникова, Сергей Олихвер, Александр Балакин, 9 канал