Педагоги и священники против глобальных вызовов современности
Цифровая отсталость учителей, неумение детей дружить и выражать эмоции, интернет-гигиена, подмена школьного воспитания «образовательными услугами» — эти вопросы педагоги и священники обсудили на «Рождественских чтениях». Главной темой 21-х муниципальных чтений стали «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека».
Хотя чтения называются «Рождественскими», говорят здесь не о празднике, а о буднях и вызовах, что несёт время. Особенно для неокрепших умов. Как научиться отбивать коварные подачи современного мира, обсуждали педагоги и священники.
«Какой риск, прежде всего, сейчас видят современные учёные-исследователи в детстве? Прежде всего, кризис традиционной модели детства. То есть исчезновение детства, как такового. И ребёнок перестаёт быть ребенком и становится взрослым. А взрослый перестаёт быть взрослым и становится ребёнком. Взрослые мужчины могут себя вести в каком-то смысле как подростки. Безусловно, одним из основных кризисов называют нарушение традиционных семейных ценностей. В классе моего сына неполных семей больше 30%. Это много».
— Дмитрий Поляков, кандидат педагогических наук, доцент.
«Оказывается, что самый низкий процент разводов за 20-летие – 64%! А то всё выше. Важно, чтобы это информационное пространство и всё то, что зависит от людей, имеющих власть, чтобы оно было правильно регулируемое. Чтобы людям давали с детства хорошие познания о Боге и всём важном. Чтобы всякую нечисть, которая говорит о том, что есть три пола, там четыре пола, десять полов и больше, со всеми их разновидностями, у кого спереди-сзади что болит, чтобы это всё законодательно запретить».
— Сергий Шумских, настоятель храма Сергия Радонежского.
Ещё одна проблема — школа утратила монополию на воспитание и социализацию личности. А ведь именно это делало советскую систему образования лучшей. Сейчас такой подход заменили «образовательными услугами». Не забыли и о рисках цифровой трансформации. В частности, дистанционное образование очевидно хуже традиционных занятий. Помимо этого, участники чтений обращали внимание на огромный цифровой разрыв между учениками и педагогами. Дети, родившиеся, что называется, со смартфоном — представители поколения цифровых аборигенов, в отличие от учителей — поколения цифровых мигрантов — гораздо лучше разбираются в гаджетах и программах.
«Когда возникла потребность создать приложение, мы обращаемся к кому, прежде всего? К учителям информатики. Ответ: «Ну, всё, что угодно, только не приложение. Приложение — это к ученикам, пожалуйста».
Еще одна из обсуждаемых тем — функциональная грамотность. Что это значит? Человек — формально грамотный. Умеет читать и писать. Но при это не понимает прочитанное. Чем это грозит? Можно иметь массу навыков, но не уметь применять их. О цифровой гигиене напомнил директор информационно-митрополичьего центра «Православное Осколье». Сергей Епифанцев сравнил соблазны, которые подстерегают детей во Всемирной паутине с фастфудом. Цифровой «глутамат натрия» делает пороки особенно привлекательными. И на здоровую духовную пищу смотреть уже не особо хочется.
«Грехи были всегда. Но сегодня, в цифровом мире неограниченной информации, в мире сложных трендов в общении, коммуникациях, грехи выглядят примерно так: у них есть усилители вкуса. Можно не фантазировать. Зайти в интернет – любой, абсолютно любой грех там себе подтвердить, обосновать, если надо – визуализировать. И пользуйтесь на здоровье».
— Сергий Епифанцев, протодиакон, директор информационно-митрополичьего центра «Православное Осколье».
Порассуждали и о том, что каждое поколение рождается в принципиально новом информационном мире. Но нынешняя реальность деформирует детей. Родившиеся после 2010 г. — поколение Альфа — воспринимают информацию «мелконашинкованной». Как в Тик-Токе. Дети страдают цифровым аутизмом. У них проблемы с общением, умением понимать и выражать эмоции без помощи смайлов. Универсальных рецептов, как справиться со множеством вызовов, нет. Но проговорить проблемы, значит, предупредить.
Лариса Ульяненко, Евгений Левошко, Михаил Локтионов — 9 канал.