Полёт души и ловкость рук: в Старом Осколе собралось более 200 юных пианистов
«Классика Белогорья» собрала в Старом Осколе более 200 юных пианистов Черноземья. Площадкой для двухдневного творческого марафона стала детская музыкальная школа №5. Конкурс прошёл в третий раз. Легко ли играть на незнакомом инструменте, можно ли импровизировать в классике и разрешено ли подсматривать в ноты? С лауреатами первой степени пообщалась Лариса Ульяненко.
88 клавиш, 230 струн и до 12 тысяч деталей… Настройка фортепиано из-за огромного количества движущихся частей — весьма непростой процесс. Для его изготовления используют дерево, войлок, оленью кожу, сталь, чугун, медь. Диапазон звучания — широчайший. Не зря фортепиано называют королём инструментов. XX век был веком великих пианистов, «королями королей»: Гофман, Рахманинов, Рихтер. Виртуозы нынешнего времени — Мацуев, Кисин, Соколов… И, как знать, может, среди тех, кто выступает на сцене музыкальной школы Старого Оскола тоже будущие звёзды? 9-летнего Фёдора Бурдюгова педагоги считают талантливым.
«Я приготовил музыкальное произведение — Иоганн Себастьян Бах «Инвенция» и Рейнгольд Морицевич «Прелюдия ми бемоль мажор». — Скажи, сложнее было выучить название или само произведение? — Само произведение. — На конкурсах же нужно играть не на своём, привычном инструменте? Тяжело играть на незнакомых? — Для меня — нет, из-за того, что рояль и фортепиано для меня значит одно и то же. Если я, например, выучу на жёстком фортепиано — жёстком, имеется в виду, что клавиши очень тяжело нажимать, то потом на рояле, который стоит как раз в зале, будет легче всего».
— Фёдор Бурдюгов, учащийся музыкальной школы №5, г. Старый Оскол.
Возлагают надежды и на Аню Светличную. На конкурсе пианистов исполняла Баха и Рахманинова.
«Рахманинова пьесу-фантазию я разучивала очень долго. Она очень сложная. Баха не так долго. Я его отрабатывала дальше. Разучить — это учить ноты, а отрабатывать, это когда уже ноты выучил и отрабатываешь мелкие детали, которые нужны для большей красоты. В ноты подсматривать даже нужно иногда. Когда играешь, например, с концертмейстером, с вокалистом. А когда ты один играешь, а, тем более, на конкурсе, надо без нот играть. Оценивается, естественно, как ты ноты выучил. И вообще: выучил ли ты их».
Анна Светличная, учащаяся музыкальной школы №4, г. Белгород.
«Классика Белогорья» — это более 200 юных пианистов Черноземья. В репертуаре — только образцовая музыка.
«Классическая музыка — это значит, образцовая музыка. И наши великие Моцарт, Бетховен и Гайдн создали образцы музыки, они родоначальники классической музыки. Но в то же время, классической музыкой в наше время уже являются произведения Прокофьева, Шестаковича, Кобалевского. Это наши уже современные классики. Классические произведения должны играться строго по канонам. А романтические произведения — здесь уже всё зависит от души ребёнка и от интерпретации преподавателя».
— Елена Сорокина, преподаватель детской музыкальной школы искусств №5, г. Старый Оскол.
Исследования показали, что мозг пианистов обладает большей производительностью. Дети, играющие на фортепиано, как правило, лучше учатся, им легче даются иностранные языки, у них хорошая координация движений. Но всё это — лишь приятные бонусы к тому удовольствию, которое ребята получают от музыки.
Лариса Ульяненко, Евгений Левошко, Михаил Локтионов — 9 канал.