«Последний срок» — 10 лет на сцене старооскольского театра
«Последний срок» — спектакль по одноименной повести Валентина Распутина вновь на сцене старооскольского театра. Постановка держится в репертуаре уже 10 лет.
В сибирской деревушке умирает восьмидесятилетняя Анна Степановна. Единственное ее предсмертное желание — увидеть свою большую семью. С огромным трудом добравшись, члены семьи приготовились к похоронам матери, однако оказывается, что старушка жива. Так уж повелось, что лучшая русская литература всегда поднимала нравственные вопросы и будила совесть. Валентин Распутин никогда не отступал от этой традиции. Эта же тема главная и в старооскольском театре.
«У нас это тема совести, — говорит Семен Лосев, художественный руководитель Старооскольского театра. — Громко об этом говорить нельзя, видите, я даже опустил глаза, потому что как только будешь кричать об этом, в этом будет какая-то фальшь. Но вот с этого спектакля и родилась тема спектакля, которую так ли иначе в разных спектаклях мы продолжаем».
Спектаклю «Последний срок» — 10 лет. Тогда, в 2007-ом, Семен Лосев только начинал свою работу в старооскольском театре. Инсценировку будущей постановки Семен Михайлович отправил автору повести — Распутину. Валентин Григорьевич ответил кратко: благословляю.
«Если есть в театре спектакли-долгожители, значит, спектакль на прочной основе. Мне бы хотелось, чтобы этот спектакль из нашего репертуара не исчез. Театр, как индустрия, в которой должно быть живое начало. И это проверяется в контакте со зрителем, сейчас мы посмотрим, насколько жив наш спектакль».
Актерский состав, задействованный в спектакле, практически не изменился. Практически все 10 лет главную роль — старухи Анны — играет Марина Карцева.
«У нас же очень молодая исполнительница роли старухи. И это правильно. Потому что туту есть такая дистанция, при которой можно перевоплотиться, а не просто быть старухой, понимаете? Когда зритель верит в это, то происходит чудо театра. Вот чего умеют актеры. И Мариночка это удивительно делает», — отмечает Семен Лосев.
Обостренное чувство вины — очень близкое русскому человеку чувство. Иногда говорят, что оно разрушительно и бесполезно. И все же, видимо, необходимо, чтобы не зачерствела душа. Поэтому этот спектакль всегда своевременный.
«Всё ещё живо. Что это даже о каждой семье в какой-то степени, каждый про себя — приходит на спектакль и говорит — это же про нас! Это же у нас также было. Также было с простынями или вот эти взаимоотношения невестка-золовка. Это про каждую русскую семью, мне кажется», — уверена актриса Марина Карцева.
Пронзительные, из самой души отзывы зрителей говорят лучше всяких театральных рецензий. «Это надо смотреть и пересматривать». Билеты пока еще есть в продаже.