Позывной «Тёркин»: священник Владимир Русин «воскресил» самого известного русского солдата
Сегодня у православных один из самых любимых и почитаемых праздников — Благовещение. Наши предки говорили, что на Благовещение девица косу не плетет, а птица гнезда не вьет. В этот день к праведной Деве Марии с небес сошел архангел Гавриил, принеся девушке благую весть: ей суждено выносить Сына Божьего. В храмах округа прошли праздничные литургии. А в приходе церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Кунье 7 апреля — двойной праздник. Еще и день рождения настоятеля Владимира Русина. Отец Владимир — священник, писатель, поэт, журналист, историк, краевед. Открыл немало неизвестных фактов из жизни новомучеников и исповедников российских. А недавно «воскресил» самого известного русского солдата — Василия Тёркина.
«Не в потёртой гимнастёрке —
Он одет в бронежилет.
Только в том, что это Тёркин,
Никаких сомнений нет.
Воротился с того света,
Взял у смерти выходной.
А о том, что Тёркин это,
Говорит и позывной.
Хоть его поэт Твардовский
В райских кущах поселил,
Вася Тёркин не таковский,
От призыва не косил.
Оживил Василия Теркина наш земляк, староосколец Владимир Русин — настоятель Покровского храма села Кунье Горшеченского района Курской области. К нему в гости мы и отправились. Отец Владимир — еще и церковный историк, краевед, председатель историко-архивной комиссии Курской епархии, член Союза журналистов России, лауреат национальной литературной премии «Писатель года». Перед принятием сана успел поработать учителем, каменщиком, журналистом. А по профессии он — режиссер театра.
«Как это все вас в итоге привело в храм? А мало у кого стандартный путь. Для духовного пути очень важно призвание. Поэтому, можно сказать, что я такой призыв ощутил, периодически ощущал, ну сначала как такой лёгкий, не колокольный звон, а звоночек. Я проезжал мимо храма, в котором меня крестили. Ну, слышал там, крестятся-молятся, свечки горят, а что там происходит, я не знал. И вот процесс узнавания занял некоторое количество лет».
— Иерей Владимир Русин, настоятель Покровского храма в с.Кунье.
Не помешала и учеба в Орловском институте культуры. Скорее, наоборот — здесь будущий священник точно понял, подмостки — не его призвание. А звон уже стал колокольным.
«После окончания института, я понял, что мне просто не хочется заниматься театром. И в этом отчасти виновата и сама учёба, потому что у нас учили всё-таки как — должна быть тема, идея, сверхзадача по Станиславскому. Я понимал, что у меня нет своей сверхзадачи такой, чтоб оставаться в театре. Хлестакова я сыграл, Ромео, князя Мышкина в «Идиоте» сыграл. Один из таких небольших сюжетов, этюдов, которые мы делали актёрских — по картине «Христос в пустыне». Вот это было задание, преподаватель сказал: всё, садись в такую мизансцену, давай, действуй. Зря он это сделал. Потому что я понял, что я сел, а что я могу? Я знал, что молятся, начал молиться, читал Иисусову молитву. «Какой наполненный внутренний монолог!» Я стал восполнять вот это недостаток, так сказать, на сцене внутренних таких чувств, ощущений, молитвой. То есть я часто просто молился внутренне на сцене… А зачем тогда сцена? Органичнее тогда молиться в храме».
— Иерей Владимир Русин, настоятель Покровского храма в с.Кунье.
Набат призвания зазвучал, как не удивительно, в армии. Отец Владимир Русин служил в войсках связи — киномехаником. Ефрейтор объяснил ему то, что еще оставалось непонятным.
«В армии у меня был «дед» замечательный. Сейчас это игумен, а был армейский мой «дед» Серёжа, сейчас игумен Серафим. Вот и многие вещи, которые я не получил институте культуры, и во время редких посещений храма от бабушек молчаливых, я получил от него».
— Иерей Владимир Русин, настоятель Покровского храма в с.Кунье.
Еще больше информации журналист Владимир Русин получил, колеся по деревням Старооскольского района, когда был редактором газеты «Стойленская нива».
«Беседовал с председателем, вот контора и, как правило, недалеко находится храм. Я шел к предстоятелю, знакомился со священником, так сказать, большой круг. Я видел, что бывают такие священники, бывают такие, разные характеры, я всё с ними общался. И не только для того, чтоб впоследствии написать книжку «Батюшки мои» — книжка это вышла, не для того, чтоб сюжетов набрать. В общем-то, это тоже были мои университеты, моя семинария, неподдельный был интерес такой. Но я не дерзал долгое время примерить на себя ни скуфейку, ни подрясник, ничего. Максимум, о чем я мечтал, я думал грамотно писать о церковной жизни».
— Иерей Владимир Русин, настоятель Покровского храма в с.Кунье.
Репортаж получился длиною в жизнь. Автобиографический. В Покровском храме села Кунье отец Владимир служит уже 18 лет. Однажды, когда был назначен председателем историко-архивной комиссии Курской епархии, владыка Герман задумал перевести его поближе к центру, да не вышло. Приход не отдал своего батюшку. Сегодня священник окормляет два прихода — Покрова Пресвятой Богородицы в селе Кунье и великомученика Димитрия Солунского в селе Средние Апочки. Как журналист-краевед много работает в архивах, преподает в Курской духовной семинарии, одновременно являясь студентом этого учебного заведения. Читает там спецкурс о новомучениках земли Русской, постоянно расширяя границы темы — старается показать семинаристам эпоху через личности тех, кто пострадал за веру Христову сравнительно недавно. А еще находит время, чтобы писать.
«Батюшка, сколько книг вы издали? Вы ведете счет? — Я вел, да, я вел, но сбился».
Вместе мы насчитали около 20 книг в серии «Православное краеведение», 4 сборника стихов, 5 — рассказов. Очередной под названием «Ни на кого не обижайтесь» вышел совсем недавно. А к печати готова новая повесть в стихах — «Позывной Тёркин». Правда, по городам и весям она уже разошлась огромным тиражом. Нового Тёркина читают и поют: Дмитрий Певцов, портал Русская культура, радио Крым и многие-многие другие. Первая часть повести была написана буквально за сутки. Потом появились еще две.
«Замысел как-то так возник. Я в это время был плотно занят, мотался, за рулем, останавливался, записывал, мчался в СО, Горшеченское. И когда я приехал домой, у меня была куча вот этих четверостиший, какие-то я выкинул, другие оставили, в 2 часа ночи закончил первую часть. Вывесил на сайт на своей страничке, а утром меня разбудил звонок из Курска от знакомых архивистов, которые сказали, что они сидят и плачут, перечитывают Тёркина. Какого Тёркина? Я сначала даже не понял».
— Иерей Владимир Русин, настоятель Покровского храма в с.Кунье.
Такого успеха, признается автор, не ожидал. Он просто вывел Тёркина из бессмертия. Ведь такие не умирают. Это архетип русского солдата.
«Такие Теркины были в Первую мировую, и в турецкие войны, и раньше, раньше, и в Отечественную войну 12-го г. И сейчас они есть. И я с удивлением узнал, что позывной-то такой занят уже! По-моему, из Казахстана, как ни странно. РИА-Новости на меня тоже выходили, у них был проект репортажа, где человек с этим позывным и стихи. Не знаю, подготовили они или нет, всё отследить не могу».
— Иерей Владимир Русин, настоятель Покровского храма в с.Кунье.
Отследить не может, потому что некогда — молитва, отпевания, соборования, венчания, краеведение, литература, преподавание, учеба, а еще собственная паства — жена и трое детей, для которых отец Владимир просто отец. 7 апреля у настоятеля Покровского храма день рождения — полувековой юбилей. В свои 50 он вместил столько, сколько иным хватит на несколько жизней. Столько добра, любви, мудрости и истинного служения Богу и людям. Сегодня уже его собственный благовест собирает тех, кто ищет свою дорогу к храму.