Реальный шанс спасти жизнь…
В Старом Осколе сделала остановку экспедиция доноров костного мозга «Совпадение». Сотрудники благотворительного фонда «Русфонд» побывают в ста городах России. Главная задача просветительской акции — увеличить базу Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова на 20 тысяч добровольцев. Трансплантация костного мозга — зачастую единственный способ спасти жизнь больному раком крови. Все расходы по проведению анализа крови на определение фенотипа донора благотворительный фонд берет на себя.
Экспедиция доноров костного мозга «Совпадение» — в первую очередь просветительская акция. Лекцию о костном мозге будущим медикам прочитала врач-торакальный хирург Дана Ибрагимова. Костный мозг отвечает за производство крови в организме человека. Трансплантация его стволовых клеток — зачастую единственный шанс спасти жизнь больному раком крови. Ежегодно в России требуется более пяти тысяч пересадок. Часть костного мозга берут из тазовых костей под наркозом или путем фильтрации из периферической крови. Для донора процедура практически безопасна.
Как раз недавно свежее исследование американское — они брали выборку — 50 тысяч трансплантаций костного мозга, начиная с 97 года, если мне память не изменяет. На эти 50 тысяч пересадок было всего четыре тяжелых осложнения. Четыре случая тяжелых осложнений — все они были связаны с индивидуальной непереносимостью наркоза и с возрастным фактором. Все остальные случаи не являются тяжелыми осложнениями. Это те же самые головокружения, ноющая поясница в течение нескольких дней.
— Алексей Яблоков, шер-редактор экспедиции «Совпадение».
Дочери Снежаны Каратаевой не было и года, когда малышке поставили страшный диагноз «Лейкоз». Для трансплантации костного мозга нужна 100% генетическая совместимость. Родители подходят лишь на 50%. В течение трех месяцев искали донора в России, но не нашли. Врачи решили делать и пересадить ребенку костный мозг матери.
В день сбора костного мозга меня проводили в операционную, мне сделали общий наркоз масочный, и я уснула. Всего процедура длилась, наверно, 30–35 минут. Когда я очнулась, мне перелили донорскую кровь — это сделали для того, чтобы повысить уровень гемоглобина у меня в крови. Уже через пару часов я скакала по палате и боли в спине, пояснице, ногах не чувствовала.
— Снежана Каратаева, рекрутер экспедиции «Совпадение».
Спустя несколько дней после пересадки малышке становилось хуже.
Поднялась температура 40, и температура 40 не спадала в течение недели. Нас перевели в отделение реанимации, где через месяц дочка ушла из жизни. Ушла она из жизни из-за того, что те мои 50% клеточек не смогли ей помочь. Если бы на тот момент в регистре был человек, который был бы ее генетическим близнецом, возможно, история сейчас была б совсем другая.
— Снежана Каратаева.
Теперь Снежана Каратаева в составе экспедиции доноров костного мозга рассказывает, как 300 миллилитров стволовых клеток одного человека могут спасти жизнь другому — главное, максимальная совместимость.
На самом деле, это было очень интересно и познавательно. Много нового узнала в этой области. Раньше как бы просто слышала, но особо не касалась. А сейчас очень обширно это рассказали. Возможно, да, могла бы стать, заинтересовало. Потому что помощь людям, потому что не известно, возможно, завтра мне понадобятся.
— Александра Анисимова, студентка 3 курса медколледжа.
Авторы экспедиции надеются, что после их годового тура по ста городам России к потенциальным донорам присоединятся хотя бы 20 тысяч человек.
Например, в Германии в такой регистр входят около 9 миллионов человек, в Америке их 12 миллионов, в маленькой Польше 1,5 миллиона человек. В Израиле каждый второй гражданин является потенциальным донором костного мозга. В России такого регистра практически нет. В общей сложности в него входит чуть больше 100 тысяч человек.
— Сергей Мостовщиков, руководитель экспедиции «Совпадение».
Оскольчанка Елена Маючих состоит в национальном регистре уже год. Решение пожертвовать частичку себя незнакомому человеку приняли с супругом вместе.
Я хочу спасти кому-то жизнь, потому что… Это может оказаться какой-то близкий человек, это может быть чья-то мама, это может быть чей-то сын. Или чей-то дедушка. Это не важно, кто это будет: маленький ребенок, женщина или мужчина пожилой. Есть реальный шанс спасти жизнь. Это абсолютно несложно.
— Елена Маючих.
Включение в регистр доноров костного мозга не означает, что через месяц назначат трансплантацию. Найти генетического близнеца — всего один шанс из 10 тысяч. Совпадение может произойти через год-два и даже через 20 лет.
Вы должны для себя принять решение, готовы ли вы поделиться своими стволовыми клетками с ним, потому что очень многие люди делают этот шаг эмоционально, то есть идут, например, за компанию куда-то. Есть девушка Вера Тарасенко, она нам написала сама в редакцию. Она молодая, цветущая женщина, ей поставили диагноз «Лейкоз». И ей требуется пересадка костного мозга. И ей нашли двух доноров в России, которые идеально с ней совпали, вот, именно по фактору тканевой совместимости. И эти два человека отказались. Просто отказались и все.
— Алексей Яблоков, шеф-редактор экспедиции «Совпадение».
Если решение помочь — твердое и осознанное, то нужно заполнить анкету и сдать кровь на тканевую совместимость.
Теперь эта пробирка отправится в Казань. Там находится национальный регистр доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Через две недели исследований меня внесут в базу доноров. Если мой генетический набор совпадет с генетическим набором реципиента, мне позвонят и назначат процедуру.
— Мария Кретова, корреспондент.
Подробная информация о том, кто и как может стать донором костного мозга есть на сайте: Кровь 5.