https://youtu.be/zdvS464ze14

«Родительский долг»: почти 200 млн рублей задолжали своим детям старооскольские алиментщики

Полтора миллиона задолжал дочкам за 10 лет бывший муж оскольчанки Елены Шинкевич. Когда супруги разошлись, дети были маленькими. Сейчас уже студентки. Устав от бездействия судебных приставов, женщина планирует подать на них в суд. 

«Когда 200 рублей, когда 2000 рублей. Последнее время я уже писала в генеральную прокуратуру Российской Федерации, чтобы через прокуратуру как-то воздействовать на них, чтобы они предпринимали меры. Более-менее начались перечисления в районе 5-7 тысяч рублей. Но это нерегулярно. — А что ваш супруг бывший не платил: он бомж, он алкоголик? — Нет. Он вполне социальный гражданин, который фактически у нас таксует по городу, насколько я понимаю. Неофициально. Потому что приставы говорят, что он официально нигде не работает. Живёт спокойно, имеет имущество».

— Елена Шинкевич.

Почему злостный неплательщик живёт спокойно, пока она в одиночку тянет детей, Елена не понимает. Желания приставов помочь тоже не видит.

«Подаёшь жалобу, тебе говорят, что действия предпринимаются. Отписываются формально. Ты смотришь, понимаешь, что абсолютно ничего не исполняется, подаёшь уже в вышестоящую инстанцию. То есть, это главное управление судебных приставов по Белгородской области. Доходило до самого главного управления судебных приставов. В Москве подавала жалобы. И вот таким образом, воздействием через самые высокие структуры хоть как-то предпринимались действия в отношении должника».

— Елена Шинкевич.

2–3 раза в год Елена подает жалобы. За 10 лет накопилась кипа документов. И обид на ведомство, которое обязано исполнять решения суда и помогать таким, как она.

«Я неоднократно приезжала к приставам. Последняя была не очень приятная встреча и общение с определённым приставом. Её слова, которые хорошо так запомнились, что сама нарожала, сама их и воспитывай. Это наш, старооскольский пристав таким вот образом себя повёл. Не очень порядочно, на мой взгляд. Практически все эти годы вела нас Михайлова Марина Николаевна — судебный пристав. Она занималась моим делом. И вот последнее моё общение было непосредственно с ней. — То есть вам женщина сказала про «нарожала»? — Да. Мне стало очень неприятно. Тем более, на тот момент в коридоре тоже были мамочки. Я просто завернулась и ушла. Таких как я, к сожалению, очень много мамочек».

— Елена Шинкевич.

Мам, которые годами пытаются добиться от мужей положенных по суду денег, немало, это подтверждают и в прокуратуре. Старооскольские отцы, а алиментщики в основном они, задолжали своим детям 198 млн рублей.

«В 2023 г. на принудительном исполнении в старооскольском отделении службы судебных приставов находилось 1640 исполнительных производств о взыскании алиментов. Имеются 64 исполнительных производства, где долги имеются и более миллиона, более полутора миллионов. Причём, эти исполнительные производства прекращены в связи с достижением детьми возраста совершеннолетия».

— Яна Попова, старший помощник Старооскольского городского прокурора. 

Хотя исполнительное производство, если ребёнку исполнилось 18 лет, прекращают, в этот же день возбуждают новое. Но уже не о взыскании самих алиментов, а о задолженности по ним. Срока давности не имеется. Правда, рычагов воздействия ощутимо меньше. Например, к уголовной ответственности привлечь нельзя.

«При взыскании алиментов он значительно шире. Например, ограничить должника право на управление транспортными средствами на срок до 6 мес. При этом при взыскании задолженности по алиментам, соответственно, данная мера принудительного исполнения не применяется. Кроме того, при взыскании задолженности по алиментам невозможно привлечь должника к административной ответственности».

— Яна Попова, старший помощник Старооскольского городского прокурора. 

На бездействие судебных приставов по взысканию алиментов оскольчане жалуются в прокуратуру. 71 обращение признано обоснованным.

«При этом основными причинами бездействия, выявленными нарушениями было следующее: то, что должники не привлекались к административной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов. А раз не привлекались, соответственно, в дальнейшем невозможно было привлечь к уголовной ответственности за совершение соответствующего преступления. Также не всегда применялась мера принудительного исполнения. Судебные приставы-исполнители привлечены к дисциплинарной ответственности».

— Яна Попова, старший помощник Старооскольского городского прокурора. 

Просьбу 9 канала прокомментировать ситуацию, приставы оставили без ответа. А героине нашего репортажа в феврале экс-супруг перевёл на детей 50 рублей. Елена подала иск, требуя взыскать с него в дополнение к полутора миллионам рублей неустойку в 900 тысяч. Заседание суда назначено на 21 февраля. Следующий иск оскольчанка планирует направить уже против судебных приставов. И если их вина подтвердится не только в прокуратуре, но и в суде, платить деньги в пользу мамы придётся уже самому Управлению федеральной службы судебных приставов.

Лариса Ульяненко, Павел Казакевич, Илья Самсонов — 9 канал.