Семён Лосев: «В театре должна быть вера, что через муки, через страдания, мы всё делаем правильно»
27 марта поздравления будут принимать все, кто причастен к театральному искусству. В канун Международного дня театра мы взяли интервью у художественного руководителя и главного режиссера Старооскольского театра Семена Лосева — о планах, настроениях, гастролях.
Первый же вопрос — насчет настроения, заставляет Семена Михайловича пуститься в глубокие размышления о роли театра именно сегодня.
С одной стороны, театр — вне политики. Мы занимаемся своим делом, наше дело — это стабильный покой, чтобы сюда приходили люди с надеждой, что здесь всё мирно, тихо, здесь всегда протянут руку добра. А с другой стороны, мы -граждане, мы живём в нашей стране, то есть мы так или иначе каким-то образом относимся к политике. И если её не учитывать, просто как граждане страны, то мы занимаемся, получается, чистым искусством, но это не так. Это не так. Все равно мы об этом думаем. И, конечно, не спокойно. Конечно, тревожно.
— Семен Лосев, художественный руководитель Старооскольского театра
В разговоре Семен Михайлович вспоминает фильм-завещание Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм», собственных предков, воевавших и погибших на фронтах Великой Отечественной, сегодняшних беженцев, свою самую дорогую награду — заслуженный деятель искусств Севастополя.
В театре должна быть стабильность, покой и вера в завтрашний день. Вот такое общее направление. И вера в то, что мы на правильном пути. И вера в то, что все будет хорошо в конечном счёте, через муки через страдания, но все мы делаем правильно. Если говорить о сегодняшнем дне и об ощущении, с которым я вхожу в сегодняшний день театра — не хочется никаких шоу, не хочется никаких якобы вымученных с иронией или с юмором по отношению к сегодняшнему дню, якобы праздника. Хочется настоящий праздник, честный. Вот мы выпускаем премьеру.
— Семен Лосев, художественный руководитель Старооскольского театра
Одну из лучших пьес Мольера — «Тартюф» на старооскольской сцене вновь ставит Максим Меламедов, выпускник ГИТИСа. Параллельно труппа готовится к гастролям — поездка более чем ответственная. Играть предстоит в Москве, в Доме актера. Везут постановку, посвященную жизни Александра Вертинского.
И очень хотели, чтобы на этом спектакле побывали родственники Вертинского. Хотя, с другой стороны, всегда этого очень боюсь. Вдруг мы сделали что-то не достойное той высоты, планки, которую он сам поставил. Я как-то написал письмо супруге его, не знаю дошло ли оно, не дошло, когда она была ещё жива. Вот-вот к нам должна была приехать Марианна Александровна Вертинская, но что-то случилось, она не приехала. Говорят, Анастасия Александровна вообще не ходит. Не знаю, будут ли они в Москве на этом спектакле. Благодаря чему стала возможной поездка? Александра Борисовна Ровенских! Это всё она. Ей когда-то очень понравился спектакль, она хотела пригласить Марианну Александровна Вертинскую, но не случилось. Вот что значит вообще театр имени Ровенских! У нас появилась «крыша»! Я очень рад этому содружеству, потому что это имя нас поднимает, оно не дает нам никак опуститься.
— Семен Лосев, художественный руководитель Старооскольского театра
Громадьём планов Лосев делится осторожно — суеверие в театре никто не отменял. В ближнем ящике — эксперимент по пьесе неизвестного широкой публике драматурга из Моздока, в дальнем — спектакль по повести Бориса Васильева. Еще одной постановкой, возможно, займётся известный театральный режиссер Геннадий Тростянецкий. Не обойдется и без новых сказок. Репертуар театра худрук остроумно сравнивает с ботаническим садом.
Дело в том, что я все время думал, что у нас такой сосновый бор, мы собираем… нет, нет. Сосновый бор — это одинаковые растения. Всё-таки это все сосны. Это актёры у нас — сосны, одна красивее другой. А пьесы — это ботанический сад, наверное, какой-то. Ну вот, должны быть такие авторы, чтобы у человека читающего дух захватило. Боже мой, неужели может быть такая афиша у одного театра?!
— Семен Лосев, художественный руководитель Старооскольского театра
Может. Может и существует. И старооскольскому зрителю повезло иметь такой театральный ботанический сад. Где каждая прогулка — открытие.