Старый Оскол в объективе питерского фотографа и священника Николая Андреева
Множество детей, благоустроенные дворы, тёплый климат, красивые храмы, счастливые люди — таким видит Старый Оскол священник и фотограф из Петербурга Николай Андреев. Почти каждое лето он приезжает в наш город. И всюду ходит с фотоаппаратом. Об Осколе, Северной столице, фотографиях и селфи-искушениях гостя расспросила Лариса Ульяненко.
Каждый, кто занимался фотографией, знает, как важно найти баланс. Баланс белого, симметрии, радиальный. А петербуржец Николай Андреев много лет балансирует между главным делом жизни и любовью к фотографии. Первый фотоаппарат подарили ещё в детстве. К церкви и вере потянуло в юности. Закончивший вуз по фотоделу, а затем рукоположенный в сан дьякона, он давно научился находить время и для молитв, и для охоты за интересными кадрами.
«Мне нравятся православные фотографии, именно находить какие-то интересные сценки. Маленькие храмы, маленькие монастыри. Сакральные маленькие монастыри, храмы, прихожане, матушки, батюшки деревенские. Мне очень близко по душе. Достаточно долго и много паломничали по святым местам. Но мне сейчас ещё интересна Россия в открытках. Просто здания, просто улицы, типы людей».
— Николай Андреев.
В советские годы коллекции с видами городов продавались во всех киосках и книжных магазинах.
«Это очень было популярно. Были комплекты 16 открыток, вот почему-то они были стандартизированы: 16 именно. Видами городов. Как правило, первая открытка, это был памятник Ленину, в каждом городе который находился. Ну и дальше какие-то ключевые архитектурные доминанты. Это было очень интересно! У нас таких комплектов много, потому что бабушка собирала. Была филокартист, если я правильно говорю. Собиратель открыток. И у нас дома большущий такой, старый советский чемодан».
— Николай Андреев.
В детстве Николай любил рассматривать открытки, которые бабушка привозила из путешествий. А сейчас сам создаёт такие. Не только из любви к искусству. По фотографиям можно воссоздать облик города, восстановить утраченные здания.
«Вдруг этот дом будет утрачен. Города меняются. Сейчас же очень быстро меняется всё. Где-то в лучшую сторону, где-то в худшую».
— Николай Андреев.
Глядя на наш город сквозь призму объектива, Николай Андреев выделяет то, что мы давно воспринимаем, как обыденность.
«Мне Оскол понравился. Сразу же. Ну климат хороший здесь. По сравнению с Питером, безусловно, не сравнить. Такой южный. Можно позагорать. И какое-то спокойствие провинциальное есть. Вот люди идут, здороваются уже с нами. Есть какая-то теплота в отношении людей в этом городе. На что я обратил внимание в вашем замечательном городе, это много детей. Вот во дворе — Савватий выходит, на каждый возраст можно найти себе компанию. Савватий тоже нашёл себе компанию. Полный двор детей! Сколько детей много! Я обратил внимание. В Питере не так. Вот в нашем подъезде Савватий — один ребёнок».
— Николай Андреев.
А ещё гости оценили детские и спортивные площадки во дворах. В городе на Неве, даже в центре, благоустройство идёт в масштабах намного скромнее.
«Качели-карусели есть ржавые, скрипучие. Вот в нашем дворе всё старое, никаких газонов, всё заброшенное. Это сталинский дом, это центр города, вот где мы живём, Московская площадь. Кругом сталинские дома. Более того, напротив нас — Дом советов. И вот гулять, играть — негде».
— Николай Андреев.
Сравнивая Питер и Оскол, Николай Андреев замечает, что и тут, и там, стоило бы трепетнее относиться к историческим зданиям. И тогда и в Осколе будет, что показать туристам. Ведь смогли же заинтересовать и местных, и приезжих музеем святителя Онуфрия.
«Мне кажется, если центр города, а именно Ленина, как я понимаю, она центральная, её привести в порядок, отреставрировать дома, старые особенно дома, купеческие 19-го века, ну это будет просто конфетка. Какие объекты вам, как фотографу, показались интересными, кроме ул. Ленина ещё? Пожалуй, храм преподобного Сергия — очень красиво смотрится. Ну и так же храм со стороны загса виден белый. И где театр. Где ваш театр, очень красивое место там. Вид такой панорамный».
— Николай Андреев.
Конечно же, в плане интересных локаций Оскол Питеру проигрывает. Северная столица для фотографов — рай: такие виды, такая атмосфера! На фоне достопримечательностей любят селфиться многие. Но этой страсти к автопортретам везде и всюду Николай Андреев не понимает.
«Это какое-то искушение, я думаю. Может быть, когда-то оно закончится. Так вот смотреть с библейской точки зрения, ну это гордыня. Тысячу фотографий себя. И так, и так, и так. Самолюбование такое вот этих своих изображений. Я не скажу даже — фотографии. Потому что фотография — слово высокое. Ну сейчас видите, принято говорить: сфоткай, сфоткать. А раньше, на заре фотографии говорили: «Можно я сделаю с вас фотопортрет?» Сниму с вас портрет. То есть отдаёшь часть себя, души».
— Николай Андреев.
Рассуждая о фотографии, питерский гость шутит, что раньше было время снайперов, а сейчас настал час пулемётчиков. При съемках на плёнку, каждый кадр старательно выстраивался. Сейчас же предпочтение отдаётся скорострельности: какой-нибудь из кадров да получится. Но Николай Андреев уверен, «и это пройдёт». Мода на красивые семейные снимки в салонах и авторские фотографии уже возвращается.
Лариса Ульяненко, Евгений Левошко, Илья Самсонов — 9 канал.