«Трогательное искусство»: в художественном музее открылась выставка для незрячих
«Трогательное искусство Оскола» — в художественном музее представили новую выставку для незрячих. Картины местных художников сопровождает деревянная копия, описание на языке Брайля и аудиотифлокомментирование. Объём и фактура помогают буквально «рассмотреть» пейзажи кончиками пальцев. На выставке побывала съёмочная группа 9 канала.
Попробуйте закрыть глаза и, если не увидеть картину, то хотя бы почувствовать. Не получилось? А если потрогать объёмную картину, где каждая деталь вырезана из дерева? Наверняка вам по-прежнему ничего не ясно. Старший научный сотрудник художественного музея Ирина Шаповалова пыталась представить себя незрячей и понять, что же тут изображено. Однако пальцы не смогли заменить зрение.
«Мне предлагали сделать такой эксперимент. Я просто подходила, щупала работы — и Брейгеля, и Дюрера, когда в Москве была. Я ничего не поняла. То есть мои представления с тем, что я щупаю на тактильных копиях, для меня оказалось это несовместимо».
— Ирина Шаповалова, старший научный сотрудник художественного музея.
Способность в буквальном смысле «видеть руками» нарабатывается годами. Тактильные работы на выставке предназначены для тех, кто, лишившись зрения, научился воспринимать мир по-другому. А чтобы усилить впечатления, у картины, где художник изобразил меловые горы, положили кусок мела. Рядом с яблоневым садом — настоящее яблоко.
«У нас представлено на выставке 10 произведений из фондов музея. Мы выполнили 6 тактильных копий. Это воспроизведение некоторых работ. И каждая работа снабжена тифлокомментированием, как в аудиоформате, так и на языке Брайля. Копии выполнял 3D-модельер. Мы сотрудничали с одной фирмой из Белгорода. Это наиболее дорогостоящее производство».
— Ирина Шаповалова, старший научный сотрудник художественного музея.
Экспозиция стала возможной благодаря гранту в 240 тыс. руб. Большая часть средств ушла именно на изготовление объёмных макетов. Сами тактильные картины выполнены из дуба. Чтобы придать воде правдоподобность, изобразили рябь. Листочки на деревьях, как и настоящие, чуть острые, зубчатые. Всё реалистично и всё же не с первой картины посетители «разглядели» в деревянной живописи нюансы.
«И вот это только на четвёртой картине они поняли. Это тоже, как для нас, обычных людей, должна быть насмотренность. Так и у них тоже. Насмотренность пальцами? Насмотренность пальцами, да».
Такие выставки для незрячих — ещё одно распахнувшееся в мир окно. Ещё одна возможность ощутить его многогранность.
«Это многопланово. Есть и Брайль, да, я читала, другие люди читали, кто может по Брайлю читать. И мы посмотрели через QR-код, послушали аудио. И мы непосредственно прикоснулись к картинам. Как их сделали — очень оригинально. Для меня это был такой новый мир, новая страничка. Погружение в сказку, погружение в волшебный художественный мир. Огромное спасибо! Это очень интересно, это запомнилось. Особенно та, где и вода, и небо, и церковь, и деревья — это всё как-то у меня сложилось в наиболее целостную картину».
— Елена Скрынникова.
«Понравилось всё. Работники очень постарались. Мы ощутили с помощью осязания. У кого глаза на пальцах? У слепого. Мы всё это ощутили и картин много посмотрели».
— Михаил Брянцев.
Сквозь слепоту Татьяны Марковой солнечный свет не пробивается. А вот свет искусства сумел.
«Мне больше всего из картин понравились деревья. Ощутила, пощупала. Хорошо. Небо… Я ж не представляю, какое оно. Так на картине мне было очень интересно. Речка… Ну и так же арки двориков ул. Ленина. И вот купеческие дома. Желаю, чтобы эти выставки проводились чаще».
— Татьяна Маркова.
В художественном музее, где прошла презентация экспозиции «Трогательное искусство Оскола», картины надолго не задержатся. Вскоре они переедут в библиотеку Пушкина. Там выставку можно увидеть и потрогать до конца октября.
Лариса Ульяненко, Павел Казакевич, Илья Самсонов — 9 канал.