Учитель-мужчина: когда призвание сильнее гендерных стереотипов

Сегодня профессиональный праздник отмечают педагоги. В Старом Осколе «разумное, доброе и вечное» сеют почти две тысячи учителей — преимущественно женщины. В последние годы в профессию стали возвращаться мужчины. В двадцать четвертой школе, например, из 136 сотрудников 24 — представители сильного пола. Средний возраст педагогов — 30 лет.

Учитель-мужчина — скорее редкость, чем норма. По статистике в российских школах всего 15% мужчин. Обычно это учителя физической культуры и технологии. В Старом Осколе двадцать четвертая школа поистине может гордиться своим мужским коллективом. Представители сильного пола ведут здесь уроки ОБЖ, математики, истории, обществознания, географии и даже русского языка и литературы.
В этом году в образовательное учреждение пришли молодые специалисты. Даниил Ванхин – один из них. Во время учебы в университете, как и многие студенты, Даниил подрабатывал. На лето устроился вожатым в лагерь. Там и понял, что не хочет быть специалистом по компьютерным технологиям, а хочет работать в школе.

Я учился инженерной специальности «Прикладная математика и информатика» и дополнительно специально получал «педагогику». Ожидалось, что будет трудно, будет тяжело, и в принципе так оно и есть, но когда ты хотел сюда пойти, тебе все будет нравиться. В принципе, так и получилось, все мои ожидания подтвердились. Ребята слушают внимательно, уроки проходят довольно-таки весело, ругаться вообще не приходится.

— Даниил Ванхин, учитель математики школы №24


В начале педагогической карьеры – и Дмитрий Ревякин. Бывший военный, офицер запаса, участник контртеррористических операций на Северном Кавказе теперь учит ребят основам безопасности жизнедеятельности, а также является одним из руководителей кадетской организации «Наследники Победы».

Я служил в органах Госбезопасности. Есть опыт работы и в службах безопасности на предприятиях и в личной охране одно время работал. Потом отучился, получил дополнительное образование, и вот – считаю, что нашел свое место. Занимаюсь с детьми, готовлю их к взрослой жизни. Нужно прививать любовь к Родине, нашей Отчизне, потому что наша страна очень большая, лично я ее люблю и являюсь патриотом своей Родины, это же хочу и передать детям, с которыми я и занимаюсь.

— Дмитрий Ревякин, преподаватель-организатор ОБЖ школы №24


Преподает математику и ведет кружок робототехники перспективный молодой педагог Максим Мариович Руис. Необычным именем математик обязан отцу-испанцу.

Я – гражданин России, но мой отец — испанец. Конечно, как и мой отец, я являюсь очень жизнерадостным и улыбчивым человеком, но немного вспыльчивым, но это не мешает. А даже, быть может, помогает в моей педагогической деятельности. Заставляю «гореть» детей.

— Максим Руис, учитель математики школы №24


К выбору профессии, признается Максим, подошел не слишком серьезно. Поступил в педколледж, только лишь потому, что жил рядом с учебным заведением. Но когда началась педагогическая практика — сразу понял, что находится на правильном пути.

Переступив порог школы, увидев глаза, восхищенные глаза ребят, я уже не смог уйти. Меня это держит здесь по сей день. Эта работа является для меня почетной и важной. Каждый урок – это отдельно прожитая жизнь и каждую эту жизнь хочется прожить все лучше и лучше.

— Максим Руис, учитель математики школы №24


У многих сложился гендерный стереотип, что с детьми должны заниматься женщины, так как способность к воспитанию у них в крови. Однако учителя мужского пола — особенно ценные кадры для школы. Они более терпеливы, объективны и стрессоустойчивы. И кроме этого, у них прекрасно развито логическое мышление. А значит, они могут хорошо, понятно и доступно объяснить материал. Но и на этом их роль не заканчивается.

Далеко не у всех наших учеников есть папы. И естественно, потребность ребенка в мужском воспитании чувствуется. Мужчины-учителя делятся с ними жизненными ситуациями, демонстрируют свой жизненный опыт. Они им показывают правильный путь в жизни. Нацеливают, как себя нужно вести. Показывают, как нужно относиться к женщине, как вести себя в семье.

— Ольга Кладова, директор школы №24


Приток мужчин в школу сегодня объясняется и новым подходом к оплате учительского труда. Если работать с полной отдачей, то и заработная плата будет соответствующая. Поэтому в школах все больше молодых, талантливых, энергичных, амбициозных и целеустремленных людей, которые пришли заниматься любимым делом — сеять «разумное, доброе и вечное» в сердца детей.

Ольга Шалыгина, Сергей Олихвер, Александр Балакин, 9 канал