В православных храмах сегодня освящали традиционное блюдо — коливо
Коливо — так называют кушанье из отварной пшеницы с медом. Пшеница означает, что усопший воскреснет, как истлевшее в земле зерно потом приносит обильные плоды, а мед знаменует сладость вечных благ Небесного Царства. В трапезной храма Сергия Радонежского к приготовлению традиционного блюда приступили сутки назад. В пятницу первой седмицы Великого поста православные освещают коливо.
Это пшеница с черносливом, курагой сухофруктами. Но мы добавили немножко свежих фруктов, потому что все с удовольствием их употребляют, обязательно крест, крест как основа. А там уже все что бог на душу положит. Мы стараемся совершенствоваться, помощники тоже навыки приобретают определенные. Стараемся, чтобы в едином стиле было выдержано, чтобы не было никакого разнообразия.
— Марина Варанкина, социальный работник храма Сергия Радонежского.
Это блюдо готовят в честь события, которое произошло в 362-ом году. По преданию, греческий император Юлиан Отступник, будучи язычником, приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все продукты, которые могли купить на рынке постящиеся Христиане. Спас всех великомученик Феодор. Святой явился во сне епископу и предупредил об опасности. Дал совет — вместо оскверненной пищи употреблять в течение недели коливо. Единого рецепта этого блюда у православных нет.
В Греции делается тоже на основе пшеницы, варится так же. Добавляется много сладостей. Сладости в основном — такие мелкие конфеты — карамельки. Пудра сахарная. Это все перемешивается и получается у них колево белое, здесь наше лучше. Вкуснее. Здесь больше фруктов.
— Александр Неверов, прихожанин Храма Сергия Радонежского.
После украшения блюдо переносят к алтарю. Коливо освящают святой водой и молитвой. Проповедь сегодня была посвящена важности соблюдения поста. Ведь это время очищения души, а не дни диеты. Важно не только исповедоваться в грехах, но и стараться больше не грешить. После всех желающих ожидало угощение.
Это символ, символ нашей духовной свободы, символ подкрепления душевных и физических сил во время поста и символ в, первую очередь, радости, радости о духовной весне. О времени возрождения человека, которое и представляет собой святая четыредесятница, Великий пост.
— Сергий Епифанцев, протодиакон, клирик храма преподобного Сергия Радонежского.