Вечер памяти Ларисы Гурьяновой прошел в каминном зале Старооскольского театра
К 40-му дню с момента смерти супруги его готовил художественный руководитель Семен Лосев. Но успел лишь пригласить близких и сам ушел вслед за любимой Ларой. Ученики и друзья из разных городов бывшего Союза, приславшие воспоминания, говорили об этой талантливой паре, как о едином целом.
40 дней назад не стало Ларисы Яковлевны Гурьяновой. Но сегодня она снова на сцене – это видео снял и смонтировал сам Семен Михайлович Лосев. Лариса Яковлевна исполняет монолог матери из романа Василия Гроссмана “Жизнь и судьба”.
“Вот я написала письмо сыну. И перечитываю его. Витя, я уверена, что мое письмо дойдет до тебя, хотя я за линией фронта, за колючей проволокой еврейского гетто. Твой ответ я никогда не получу. Меня не будет”.
Монолог еврейской матери – не художественная проза, это настоящее письмо Екатерины Савельевны Гроссман. 15 сентября 1941 года нацисты уничтожили еврейское гетто в городе Бердичеве. Среди расстрелянных была мать Василия Гроссмана. Перед смертью она написала сыну о своих последних днях, о жизни, о своей любви к нему. Писатель целиком включил письмо в роман, изменив лишь имя сына.
“Я часто думала, вот как Витя удивится, узнав, что мама его делала ошибки, безумствовала, ревновала, что её ревновали. Ну, в общем была такой же, как все молодые. Будь всегда счастлив! Будь всегда счастлив с теми, кого ты любишь, кто окружает тебя, кто стал тебе, кто стал тебе ближе, чем мама. Как мне… Как мне закончить это письмо? Где взять силы, сынок? Есть ли человеческие слова, которыми можно выразить мою любовь к тебе? Я целую тебя. Я целую твои глаза, твой лоб, твои волосы. А ты, ты, Витенька, ничего не бойся. Потому что материнскую любовь нельзя убить. А вот и последняя строка моего письма к тебе. Живи. Живи, живи вечно. Мама”.
Горькая трагедия болью отзывалась в сердце каждого в зале. У Ларисы Яковлевны не было детей. Точнее, ей не довелось родить. Свою материнскую любовь, заложенную в ней природой, она щедро дарила ученикам.
“Первые победы и провалы
Вместе было легче принимать,
За глаза мы тихо звали мамой,
Что учила жить и проживать,
Что учила жить и проживать”.
На этот вечер не было билетов и пригласительных – пришли только те, кого Семен Михайлович успел позвать лично. Ну и семья – коллектив театра.
“Когда ученики пишут мне, говорят о ней и тут же переходят на него. И наоборот. И эти видео не разделить никак, потому что это единое целое. Семен Михайлович — это такая планета, вокруг нее, по этой орбите всегда притягивалось к ней. Он готовил этот вечер. Осознанно. И мистика заключается в том, что, когда он ушел, когда его обнаружили, включенный компьютер – эта папка, называется – “Лара, память”. В этой папочке уже разложены видео, которые он думал, в этой папочке какие-то мысли, наметки, собственно, он был почти готов этот вечер”.
– Антон Дегтяренко, режиссер Старооскольского театра.
Воспоминания, снятые друзьями и учениками уже после смерти любимых людей – словно продолжение резко оборванного разговора. Прислал свое обращение и любимый ученик Семена Лосева – актер театра и кино Андрей Ильин.
“Они были как одно целое. Невероятно дополняли друг друга. Лариса – такая спокойная, уравновешенная. Семен Михайлович более эмоциональный, иногда взрывной. Очень талантливые и одержимые театром и искусством и люди”.
– Андрей Ильин, актёр театра и кино, ученик С.М. Лосева.
Вечер получился удивительно светлым, проникновенным, добрым – такой была сама Лариса Яковлевна.
“Мы, актеры, между собой звали её просто Ляля. Сокращенно от имени и отчества. Она не обижалась. Вообще очень добрым была человеком. Все вот эти тяжелые дни я сколько разговаривал с ребятами, все постоянно говорят, что они где-то присутствуют рядышком. И Семен Михайлович, и Лариса Яковлевна. Сейчас вы слышали музыку из спектакля “Стеклянный зверинец” – и тоже неслучайно идет в параллель, начнется буквально через 20 минут спектакль “Стеклянный зверинец”, в котором Лариса Яковлевна играла заглавную роль. Она была душой этого спектакля. Так что, Лариса Яковлевна никуда не ушла – она вот там вот где-то”.
Где-то там и Семен Михайлович. Они опять неразлучны.
Анна Семенова, Евгений Левошко, Илья Самсонов, 9 канал.