Ветеран ВОВ Иван Мефодьевич Некрутенко: чтобы было чистое небо!
Победу в Великой Отечественной ковали не только солдаты на передовой. Титаническая работа шла в тылу — руками детей — на заводах, усилиями женщин и стариков — в полях и на стройках. Иван Мефодьевич Некрутенко с 13 лет работал на оборонном заводе. После попал в последнюю крупную кампанию Второй мировой войны — на Советско-японскую войну.
Иван Мефодьевич и Татьяна Карповна вместе уже 67 лет. А знакомы и того раньше, считай, с рождения. Супруги жили в Благовещенске в соседних домах. В Великую Отечественную фашисты до них не дошли. Но в памяти остались лишения.
«5 лет мне было, и то я помню! Ужас… Ужас… И голод. На Дальнем Востоке мы жили. Жутко как тяжело».
— Татьяна Карповна Некрутенко, супруга ветерана.
Тяжело пришлось и 13-летнему Ивану.
«Войну встретил я в 42-м году 5 апреля. Было мне 13 с половиной лет. Нам надо экзамены в 8-й класс сдавать, директор школы сказал: сейчас поедем мы кто куда — кто в дорожное училище. А я говорю: а мы рядом живем с городом Белогорском. Там войсковая часть, приписанная к действующей армии Юго-Западного фронта. Там танкоремонтный цех».
— Иван Мефодьевич Некрутенко, ветеран Великой Отечественной войны.
Иван Мефодьевич сам вызвался работать на оборонном заводе в составе армии. Несмотря на тяжелый труд, рядовой Некрутенко не пожалел.
«На вахту пришли, собрали нас. Сказали: куда? Я сказал: хочу быть токарем. Я работал токарем. 12 часов на станке. Холод, голод, вообще невыносимо. У нас в Благовещенске морозы 59 градусов были».
— Иван Мефодьевич Некрутенко, ветеран Великой Отечественной войны.
Детские руки собирали легендарные Т-34. Русский танк, который громил фашистские бронемашины. Адский труд и усталость подстегивали еще сильнее. Иван Мефодьевич думал, что если так тяжело в тылу, каково же на фронте?! Узнал об этом сам в 17 лет — во время Советско-японской войны.
«В июле месяце нас собрал командир и говорит: «ПАРМ — передвижные армейские ремонтные мастерские». А я токарь был на месте. Вот мы и поехали. И до Монгольска дошли. Там вообще страшно было, что творилось. Самураи эти японские сидят, прикованные. Как раз попали мы. Трак лопнул у гусеницы, у танка. Менять стали. Снаряд разорвался, меня мотануло. Даже сейчас еще сидят в кости осколки. Осколки, ага».
— Иван Мефодьевич Некрутенко, ветеран Великой Отечественной войны.
Ветеран войны и труда награждён орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Японией». После строил ракеты в Плесецке. Почти 40 лет живет в Старом Осколе. Работал на местном ремзаводе. Весь трудовой путь он прошел с 8-ю классами образования. Всему учился сам. Всегда любил детей. Сегодня у него двое внуков. 9 правнуков. Пока здоровье позволяло, ходил в лицей №3 и кадетский корпус «Виктория» — общался с ребятами. Был постоянным читателем местной библиотеки. И его не забывают, каждый год поздравляют. А он, как и все ветераны, желает новым поколениям только одного.
«Чтоб не было войны, чтобы было чистое небо. Веру в жизнь! Веру в победу! Как нам сказал директор школы: «Верьте, что война закончится!» Закончите. Сдадим экзамены. Так и получилось».
— Иван Мефодьевич Некрутенко, ветеран Великой Отечественной войны.
Анастасия Иконникова, Павел Казакевич, Илья Самсонов — 9 канал.