«Время собирать рельсы?»: какая судьба ждёт старооскольский трамвай
Трамвай — история или современность? В Старом Осколе первые вагоны по рельсам пошли в конце 70-х. Сегодня скоростной трамвай перевозит ежедневно более 5 000 пассажиров. Затраты на содержание — около 250 млн рублей — несет ОЭМК, как один из учредителей. Правда, расходы сейчас везде стараются сокращать. Этим летом жителей округа взбудоражила информация о возможном закрытии «Скоростного трамвая». Помимо обращения к властям всех уровней люди составили петицию за сохранение рельсового транспорта в Старом Осколе — на сегодня ее подписали уже 3600 человек. В соседнем Воронеже от трамвая с почти вековой историей отказались. Сейчас жалеют. В Москве стали возрождать трамваи. Там, где еще недавно закатывали рельсы, теперь их заново прокладывают. В Курске население сумело отстоять судьбу трамвайной линии, началась масштабная модернизация. Сумеет ли Старый Оскол сохранить своё «трамвайное» лицо, покажет время. Ситуация на сегодня — в нашем репортаже.
Утром, днем и вечером, летом и зимой — старооскольский трамвай пустым не ездит. Оксана Сергеева недавно переехала в наш город из Норильска. На трамвайчике каждый день ездит на Ублю — говорит, климат у нас лучше, чем на югах. Возможное закрытие трамвая искренне расстраивает новоиспеченную оскольчанку.
«Я пользуюсь. Нравится, да, изюминка именно”,
А Нина Малахова на трамвае ездит по всем делам — быстро, удобно, доступно.
“Закрывать не надо, у меня дача в той стороне. Сейчас еду даже на рынок “Солнечный”, опять на трамвае. Здесь свободно, сейчас летом не так жарко в нем, как в маршрутке. И маршрутку дольше ждешь. Нет, трамвай не надо убирать”.
— Нина Малахова.
Ждать трамвая и правда долго не приходится. Одни с колясками, другие с объемными сумками — места хватает всем. Информация о возможном закрытии трамвая никого не оставила равнодушным.
“Я слышал такую новость, она, конечно, горьковатая для народа. Этим транспортом пользуются тысячи людей. Трамвай закладывался для людей, для оэмковцев, для той площадки экономической, которая на Котле, плюс дачи, плюс деревни. Это огромное количество людей, наших сограждан”.
— Александр Абросимов.
“Очень удобно ездить и на дачи, и вообще трамвай — это удобная штука. Очень будет печально, если, конечно, закроют”.
— Алёна Зауденкова.
“Убирать трамвай — это неправильно, чтобы людям добираться, а то постоянно в газельках мало людям места. Мы постоянно ездим, у нас в Незнамово родственники живут, мы к ним ездим только на трамвае”.
— Юлия Климова.
Этим видом транспорта активно пользуются жители сел вдоль всей трамвайной линии. Рельсы для них — жизненно важная артерия, перерубить которую равносильно гибели. Елена Жидкова 30 лет отработала на ОЭМК и все годы ездила на работу на трамвае. 15 лет назад переехала в Обуховку, говорит, ощущает себя горожанкой, хотя и живет в селе. А всё благодаря трамваю.
“Нам нравится Обуховка. Очень хорошо здесь. Очень хорошее село и трамвай. Мы себя чувствуем городским жителями. Мы в любой момент уехали — приехали. Очень нравится”.
— Елена Жидкова, жительница с. Обуховка.
Когда пошли слухи о возможном закрытии рельсового транспорта, обуховцы решили побороться за трамвай. Первым делом отправились в администрацию. Там развели руками и на вопрос «Что известно о закрытии трамвая?», ответили: мы не знаем ничего. Но, на всякий случай, выделили 39 млн рублей на строительство остановок вдоль трассы. Также, про запас и 20 автобусов закупили.
“У нас есть чат «Односельчане», мы все общаемся. Мы написали обращение президенту, губернатору и нашему мэру. Мы возмущены, потому что с нами никто не посоветовался. Нам никто ничего не сказал. Просто так решили и всё. Я понимаю, что это деньги всё, бюджет, но с нами все равно надо как-то советоваться”.
— Елена Жидкова, жительница с. Обуховка.
Советоваться с людьми у нас, к сожалению, не принято. Хотя доводы у обуховцев железные.
“Я вот сейчас езжу в Городище часто и вижу, что там творится. Люди стоят на остановках, я проезжаю туда. Там магазин, потом в медпункт езжу. Обратно едешь через полчаса, этот же человек стоит на этой остановке, я его подвожу до трамвая. Здесь люди-то селятся молодые, чтобы добраться элементарно. Ценится из-за того, что трамвай. Он в 6:30 первый отсюда уходит, а последний, наверное, часов где-то в 11, 22:15 с горкольца уходит. — Это последний? — Мы успеваем, час, чтоб добраться, никаких проблем нет. А сейчас будут проблемы. Через несколько лет это село сгинет, заглохнет. Молодежь отсюда уйдет”.
— Леонид Бондарев, житель с. Обуховка.
Екатерина Акинина — работает на ОЭМК. Уверяет — трамваем металлурги пользуются активно. Но вопрос даже не в этом — высадка пассажиров автобусов на обочине оживленной трассы — смертельная угроза для пешеходов. Особенно для детей, которых в Обуховке немало. Из 1200 жителей села — половина ребятня и молодежь.
“Мы переехали из Старого Оскола в Обуховку, — удобно добираться, трамвай — в любой момент ты сел — ты в городе. Мы прекрасно понимаем, чем выльется автобус, особенно зимой. Это и болезнь водителей, это и поломка транспорта. Нас ждет скоро учебный сезон. Это пойдут школьники, студенты. Вы представляете, что такое остановки на трассах? У меня, если честно, волосы шевелятся на голове от понимания того, что мой ребенок будет вынужден ходить по трассе. Не речь о деньгах, это же жизнь, здоровье наших детей”.
— Екатерина Акинина, жительница с. Обуховка.
“Особенно утром — переходы перейти — не перейдешь. А трамвай нужен. Я сам инвалид 1-й группы, мне нужно ездить в больницу. Я вышел спокойненько, дошел, я знаю — у меня 10 минут пешком, не торопясь, а автобус будет?”
— Сергей Наконечный, житель с. Обуховка.
Возможное закрытие трамвая — настоящая катастрофа для семьи Канчиковых. Вся активная жизнь сына-инвалида может рухнуть в один момент.
“Ликвидация трамвая очень сильно отрицательно отразится на состоянии моей семьи. Я — мама взрослого инвалида. Для нас трамвай — это спасение. Дело в том, что это доступ к секциям специализированным, я имею в виду для людей с инвалидностью. Это лишит моего сына доступности к занятости. Для меня это очень важно. И наша семья не одна такая. А что такое лишить занятости человека с инвалидностью — ну, это конец жизни”.
— Наталья Канчикова, жительница с. Обуховка.
Среди обуховцев немало тех, кто переехал в наш край из других регионов — Якутии и Татарстана, с Урала и Поволжья. Наличие трамвая для многих было решающим фактором при выборе места жительства среди сел округа.
“Мы выбрали это село только потому, что здесь есть транспортная доступность в виде трамвая. Я за эти года смотрю — село развивается. Новый ДК построили, церковь, столько молодежи, они здесь все остаются. У нас столько сейчас многодетных семей! И все они остаются за счет того, что здесь транспортная доступность в виде трамвая. Потому что его не будет — село будет умирать, люди не будут здесь покупать жилье даже. Потому что все остаются, действительно, как хорошо, у вас есть трамвай. Люди, которые живут в Озерках, Черниково, Городище — все, их до трамвая подкинули. То есть, это не только одна наша проблема, не только Обуховка хочет, чтобы этот трамвай остался. Да, сейчас очень быстро все это закроют, а дальше что? С мусором у нас что получилось? Работала исправно, как по часам, организация, а сейчас что получается? Не знают, что делать”.
— Наталья Александрова, жительница с. Обуховка.
Такси до Обуховки из новой части города стоит 500 рублей. В праздничные дни цена доходит до 1500. Билет в трамвае — 40 рублей. И ходит он через каждые 13, 18 или 22 минуты, в зависимости от времени суток и пассажиропотока.
“В детстве я ездила сюда на дачу. Все детство провела здесь. Потом вообще решила переехать сюда жить. У меня двое детишек, у них тоже проблемы начнутся, вечерняя школа, бассейн, занятия, кино, молодежь хочет погулять, а у нас в Обуховке негде погулять. Не думаю, что автобусы будут ходить, как трамвай — сел спокойно на последний трамвай, сделал свои дела в городе и поехал домой спокойно. Мы за трамвай”.
— Ольга Поленова, жительница с. Обуховка.
“У нас больница к ЦРБ относится Обуховка. С детьми, с коляской, в автобус никакой не войдешь ты с коляской. С трамваем очень удобно — заехал, пожалуйста. Сейчас у нас в России существует национальный проект “Транспорт” — приоритеты: безопасность, качество и доступность на маршрутах. Плюс экологичность. Вот на сегодня трамвай — это экологически чистый транспорт. Ну, почему так? Где у нас в России это все в приоритетах и развивается, а у нас наоборот это все закрывается?”
— Валерий Кудряшов, житель с. Обуховка.
Задать вопросы встревоженного населения властям 9 канал не смог. Неделю мы пытались договориться об интервью с представителями администрации, но тщетно. Новый начальник управления транспорта администрации округа Алексей Шеховцов то не вошел в курс дела, то не вышел — к журналистам в назначенное им самим время для съемки. Ни на камеру, ни устно, ни письменно ответа мы не получили, пока не увидели официальный комментарий нашего муниципалитета у белгородских СМИ. На запрос областных журналистов наша мэрия отреагировала оперативно. Видимо, отчитаться там важнее, чем дать ответ жителям своей территории. Спустя 2 дня текст прислали и нам. В нем сказано, что учредителями “Скоростного трамвая” являются ОЭМК — 51% акций и администрация округа — 49%. Закрытие предприятия возможно только при единогласном решении всех учредителей. Никаких решений о ликвидации или приостановке трамвайной линии не принималось. Пока. Но, цитата — “в связи с возросшими рисками ограничения электроснабжения в результате внешнего воздействия ведется работа по привлечению альтернативных видов общественного транспорта в дополнение к трамваю”. Кроме того, в ответе приводятся данные о сокращении пассажиропотока на трамвайной линии на 25% за последние 5 лет, о необходимости капремонта путей и замены подвижного состава, о планах ОЭМК по расширению доставки сотрудников на комбинат на своих автобусах. Все предложения по совершенствованию транспортной системы округа обещают обсуждать вместе с жителями. Так что, увидим ли мы, «как уезжает последний трамвай», пока непонятно. Сейчас в Старом Осколе реализуют инициированный главой округа проект “Дома лучше!” С закрытием трамвая дома будет хуже, грустно говорят обуховцы.
Анна Семенова, Евгений Левошко, Илья Самсонов — 9 канал.
UPD: Сегодня во второй половине дня, когда репортаж о ситуации с трамваями уже был смонтирован, пресс-служба администрации округа все-таки прислала видеоответ начальника управления транспорта, в котором Шеховцов читает официальный релиз, разосланный в СМИ. Ничего нового и без ответов на наши вопросы.