«Все оттенки лета»: в Алексеевке прошёл 24-й Белгородский международный пленэр

Старая ветряная мельница, яркие подсолнухи, рассветы над сёлами и храмами — художник Александр Филиппов вернулся с 24-го Белгородского международного славянского пленэра. В этот раз его участников вдохновляли пейзажи Алексеевского городского округа. Лучшие работы, как всегда, пополнили фонды государственных и муниципальных музеев области. 

24-й Белгородский международный пленэр собрал 10 мастеров кисти. Помимо нашего региона, среди участников — художник из Санкт-Петербурга и даже кубинец, перебравшийся год назад в Россию. За восемь дней им удалось написать около 200 этюдов и картин. Даже самый опытный художник, уверен Александр Филиппов, почерпнет для себя что-то новое в таком обмене опытом. 

«Пленэры чем еще хороши, я могу сказать, что на них ты учишься. Сколько бы у тебя не было опыта, знаний, сколько бы ты ни ездил. На каждом пленэре кто-то появится, у кого можно подчерпнуть подходы к творчеству. Как бы не подделываться, а просто подходы, видения. Это как соревнования спортсменов». 

— Александр Филиппов, член Союза художников России. 

Как и в спорте, на пленэре заряд бодрости художники получают с самого утра. Да и в целом, они — птицы ранние. Мольберт и палитру с красками разворачивают с первыми лучами солнца. Работают 2-3 часа. Писать дольше, объясняет Александр Филиппов, смысла нет — освещение за это время слишком сильно меняется. В этом вся прелесть пленэрных работ — поймать момент, запечатлеть самое важное. Или характерное, как выражается старооскольский художник. 

«Я стараюсь запомнить, писать по восприятию. То есть, по памяти. Даже не столько зрительная память, сколько вот какое-то общее восприятие ситуации. Вот, например, жара, зной, да, небо какое — оно более серое. А если небо красивое, я запоминаю просто. И в живописи я стараюсь начать с тех мест, например, которые быстро уходят или с того, что меня поразило. Но я знаю, что через полчаса их не будет. А небо там вообще — пять, три минуты — и уже нету”. 

— Александр Филиппов, член Союза художников России.

Александр Филиппов любит писать оскольские улочки и окраины. А на пленэр в Алексеевку выехал впервые — его впечатлили не только местные храмы и пейзажи, но и сам город. 

«Алексеевка напомнила мне, я еще там на закрытии пленэра говорил, южный, уютный, тихий городок. Такой прям чистый, ухоженный. Только если бы вместо реки Тихая Сосна плескалось бы море — точно был бы южный такой городок”. 

— Александр Филиппов, член Союза художников России. 

Красота природы, безусловно, не требует корректив. Но Александр Филиппов в любую работу старается внести сюжет — для завершенности композиции. Здесь мимо меняйловской ветряной мельницы медленно идет старушка с коромыслом и полными водой вёдрами. А на другой картине девочка тянет за руку маму — поскорее спуститься к живописному роднику. 

«В произведении важен художественный образ, то есть образ, который ты создаешь. В данном случае, вот на этой, создал как бы такой немножко романтический, вечерний. И это вечернее освещение, после обеда, где-то в районе после 4 часов. Я собираю образ, там на одной работе с мельницей человек косит траву, а здесь у меня парочка влюбленных. Просто вечер, подсолнухи, какое-то освещение. Я когда думал, что вводить — людей не было. Додумываешь, придумываешь, чтобы как-то образ работал”. 

— Александр Филиппов, член Союза художников России.

Сразу после пленэра жители Алексеевки могли познакомиться с работами участников. Ближе к концу осени Александр Филиппов планирует организовать персональную выставку — это будут пейзажи разных уголков России, собранные за год.  

Анастасия Проурзина, Александр Левошко, Илья Самсонов — 9 канал.