«Вспомним всех поимённо»: памятная акция к 80-летию сражения под Прохоровкой прошла в Старом Осколе
Бои на Курской дуге шли с 5 июля по 23 августа 1943-го. Решающая битва началось 12 июля. На поле под Прохоровкой сошлись около 1500 танков и самоходных артиллерийских установок. Здесь начался крах немецкой «Цитадели». В память о павших советских воинах на мраморных плитах прохоровского храма святых апостолов Петра и Павла высечены 7 тысяч имён. Накануне памятной даты в Старом Осколе прошла акция «Вспомним всех поимённо».
«Алёхин Григорий Корнеевич, Алёхин Григорий Лаврентьевич, Анисимов Василий Лукьянович, Анисимов Василий Николаевич, Агарков Иван Филиппович, Агарков Константин Григорьевич…»
В течение часа у памятника «Скорбящей матери» звучали имена оскольчан. Люди выходили и зачитывали имена тех, кто «не вернулся из боя». На фронт уходили семьями, деревнями, поэтому так много однофамильцев. Сколько им тогда было, откуда родом, многодетные или так и не успевшие встретить первую любовь — в Книге памяти нет подробностей. Только фамилии, имена и отчества павших за Родину. Огромный том, где каждая строчка, как поминальная молитва.
«Войны той больше нет, и пушек гром умолк. Что прожито, не выразить словам. Но шаг за шагом вслед идёт «Бессмертный полк»…
«Сегодня Старый Оскол, как и другие районы нашей Белгородской области, присоединяются к акции «Вспомним всех поименно». Книга памяти пополняется, проводятся поисковые работы. Каждый из солдат, который занесён в эту книгу, достоин уважения, достоин того, чтобы его имя прозвучало».
— Татьяна Капустина, директор центральной библиотечной системы.
Татьяне Адыловой тоже есть, кого вспомнить — война катком прошлась и по её семье.
«Это Берлизевы, это Карпачёвы, это Дороховы. И очень многие не пришли с фронта домой. Поэтому для меня это очень близко. И мама моя в 7-летнем возрасте увидела ужас этой войны. Она рассказывала, как приходили немцы, как они по домам разбрасывали детские маленькие игрушечки. Детки брали в руки и, естественно, дергали за разные детали… Был взрыв! И она говорит: «Я взяла эту игрушечку маленькую поиграться. «Не трогай, не трогай, дочечка! Не трогай!» Около двух часов она стояла с этой игрушкой в руках, пока не привели кого-то из солдат».
— Татьяна Адылова.
Мама Татьяны вспоминала, как 7-летней, носила еду партизанам.
«Немцы её увидели и за неё в погоню. Она говорит: «Я упала и мотоциклом переехали её. Два раза. И она осталась лежать. Ну был снег, её вдавливало. Поэтому она осталась жива. Руки, конечно, покалечены. В Прохоровском сражении участвовал Карпачёв Трофим Кириллович — мой дедушка, танкист. Он очень не любил рассказывать. Слёзы вытирал, конечно, часто. Слишком много погибло, чтобы такое вот… Значит, много он видел. Про Прохоровское сражение он рассказывал, что они проезжали по своей деревне — село Кривецкое, это вот он рассказывал. В землянках все жили. Там села не было, там всё смели. Он плакал. Он просто плакал».
80 лет прошло с той великой битвы. Но споры о том, сколько же людей погибло под Прохоровкой, идут до сих пор.
Лариса Ульяненко, Евгений Левошко, Симон Гречишников — 9 канал.