Выставка «Казаки Белогорья» открылась в краеведческом музее
О возрождении казачества в Старом Осколе расскажет новая выставка краеведческого музея. Самый интересный экспонат — знамя местных казаков по эскизу известного архитектора Павла Шляпникова. Сколько казаков было при крепости Оскол, о послереволюционном расказачивании и о том, что такое быть казаком — в нашем следующем сюжете.
Ермак, Степан Разин, Емельян Пугачёв, Матвей Платов — все эти исторические личности были казаками. Но, пожалуй, самый известный казак страны — Григорий Мелехов. Собирательный образ в романе Шолохова «Тихий Дон» получился невероятно ярким и трагическим. Как и история казачества, прервавшаяся после революции. Возрождение началось в 90-е. Образованию землячества оскольских казаков и посвящена новая выставка краеведческого музея. Объединению исполнился 31 год. Хотя казаки в нашем крае жили столетиями, артефактов того времени не сохранилось.
«Именно оскольского казачества, как такового, у нас не было. Но казаки у нас были. Об этом свидетельствует исследование нашего известного краеведа, кандидата исторических наук Никулова Анатолия Павловича. В момент создания крепости на территории нашего края был 161 казак. Вот такое число употребляет Анатолий Павлович в своей монографии».
— Мария Ягудина, старший научный сотрудник краеведческого музея.
Возрождение казачества в Осколе началось стараниями Эдуарда Григорьева — почётного гражданина и основателя клуба «Поиск». Пожалуй, самый интересный экспонат выставки — один из стягов.
«Это знамя принадлежало первой общественной организации землячества оскольских казаков и хранилось в той организации. Автором эскиза этого знамени является наш известный художник и архитектор Павел Степанович Шляпников. Он являлся председателем совета стариков старооскольского городского казачьего общества. Он имел чин войскового старшины».
— Мария Ягудина, старший научный сотрудник краеведческого музея.
Главное в казаке — не наличие папахи или шашки.
«Это поддержка православных традиций, работа с русской православной церковью. Потому что казаки — это верующие люди».
Мария Ягудина — не только сотрудник музея, но и военнообязанная. А ещё она — казачка, одна из 20 казаков «Хутора Григорьевского». Казачьих объединений даже в Осколе много. Но все они делятся на две категории: общественники и те, кто входит в госреестр — сообщество казаков, служивших в силовых структурах или армии.
«Хутор Григорьевский» — это организация, которая является реестровой. Казаки, которые состоят в этом обществе — тоже офицеры. И потомственные казаки есть, и люди, у которых душа казачья».
Защищать страну, как и носить православный крест на груди, для казаков также естественно, как дышать. Из 20 казаков «Хутора Григорьевского» двое — участники спецоперации. Сергей Семидьянов — потомственный казак. По образованию — учитель, но на пенсию ушёл в звании майора милиции. Для него боль казачества — разобщённость. Даже медали и ордена у каждого сообщества свои. Но если на Белгородчине митрополиту Иоанну удалось объединить людей, единства казаков в масштабах страны нет. Виной всему — отсутствие господдержки, и то, что живут казаки регионов на больших расстояниях друг от друга. Сказалась и попытка в советское время ликвидировать казачье движение как класс.
«Было расказачивание. Убивали не только взрослых казаков, но и членов их семей. Детей маленьких. Но во время Великой Отечественной опять песня знаменитая не просто так возникла: «Едут-едут по Берлину наши казаки». А казаки Платова Париж освобождали от Наполеона. В этом-то и весь вопрос заключается: казаков не такое большое количество. Но сотня казаков в боевых условиях стоит большего».
— Сергей Семидьянов, товарищ атамана «Хутора Григорьевский».
Первыми на открытии выставки побывали старооскольские подростки. Увидеть экспозицию «Казаки Белогорья» можно до 30 ноября.
Лариса Ульяненко, Евгений Левошко, Илья Самсонов — 9 канал.