Зарисованное прошлое: зачем из старинной водонапорной башни сделали арт-объект?

Уличные художники в Старом Осколе заставили переписать сценарии пешеходных экскурсий по городу. Организаторам исторических туров пришлось добавить в маршруты новые главы. Связано это с живописью на домах и инженерных сооружениях. Такое украшение пространства пришлось по душе не всем старооскольцам. А ультраяркий сюжет, нанесенный на старинную кирпичную водонапорную башню у стадиона «Труд», и вовсе многих поставил в ступор. Чего лишился город в угоду модным тенденциям, разбиралась Елена Чурилова.

Местный краевед Константин Филатов — гуру пеших экскурсий по Старому Осколу. Вместе с туристами исходил его вдоль и поперек. Историю города знает хорошо. Любимая тема — про систему водоснабжения. Интерес к ней у людей не теряется.

Константин Филатов: «Самая первая система водоснабжения в нашем городе была построена на жд/вокзале и связана это со строительством в 1896-1897 годах Елец-Валуйской железной дороги. То есть, надо было заправлять паровозы и заправлять станцию водой. И по этой причине здесь была построена своя водонапорная станция. И первая в нашем городе водонапорная башня».

Туристов увлекает не только история города в целом, но и отдельные архитектурные сооружения. В частности, водонапорные башни. Интересует и дизайн, и функционал. В Старом Осколе их было 4. Теперь осталось 3. Построены все в прошлом веке. Тогда служили важным звеном в системе водоснабжения города. Сегодня ценны как объекты архитектурного наследия, хотя такого статуса официально не имеют. К сожалению, от самой первой водонапорной башни в Осколе остался лишь фундамент — на улице Ленина, напротив кооперативного техникума. Лишилась вековой оригинальности и башня по соседству, что располагается рядом со стадионом «Труд». Причина — в новом наряде объекта. Этим летом сооружение покрасили в ярко-синий цвет и изобразили тематический сюжет. Новый облик старой башни многим старооскольцы не оценили.

Константин Филатов: «Эта башня была довольно историческая, ну она была интересная. Хотя она построена в 50-х годах была, но она визуально мало чем отличалась от дореволюционных башен по большому счету. Выглядела она вполне колоритно, очень красиво, вот. Архитектура должна быть архитектурой. И ещё раз, ну как это, красота города, в котором живёшь. Это как красота любимой женщины. Её можно одеть в любые наряды, можно изуродовать как угодно, а можно, наоборот, как ёлку праздничную нарядить. И это зависит от того, как ты её любишь. И в данном случае правильный подход — это архитектуру делать город, создавать. И тогда город будет красивый. А если просто раскрашивать? Ну, муралы ничего не добавят красоте города. Они только убавят, могут только забрать эту красоту. Вот. Это моё личное мнение как художника».

Не поняли задумку авторов и спортсмены с тренерами, на глазах которых рождался новый арт-объект. Легкоатлеты буквально живут на стадионе и видели каждый этап преображения столь близкой им башни.

Николай Власов: «Знаете, сюжет из звездных войн, а, нет, «Война миров». Прилетают инопланетяне, что-то обстреливают землю. Потом взрывы, потом стоит футболис5т и надпись «Следуй за мечтой». Куда следовать? Я у детей спрашивал, они ничего понять не могут. Мне это не нравится. Башня придавала городу колорит исторический. А если ее отреставрировать? Даже ее можно было принять за башенку от крепостной стены. Я не в восторге».

Тревога за утрату подлинности исторических объектов в родном городе подтолкнула к исследовательской работе и нашу землячку Михайлину Бунину — выпускницу Санкт-Петербургского государственного института культуры.

Михайлина Бунина: «Это же не только просто сооружение, не только как часть архитектуры, но как буквально фиксация, живая фиксация того времени, вот этого прошлого, о котором нам вообще ни в коем случае нельзя забывать никогда. И, мне кажется, что то, что они расписали её, это привело к утрате аутентичности этого объекта, фасад которого достаточно многое заявляет о себе и с исторической точки зрения, и с культурной. При этом там можно проводить какие-то мероприятия. И выставки,и встречи какие-то».

После вуза Михайлина осталась жить в северной столице, работает там в книжном издательстве, но регулярно бывает в Старом Осколе. Изучение культуры края после завершения учебы перешло в хобби. Материалы публикует в авторском блоге на тему развития культуры в регионе и важности сохранения народных традиций. Модное ярко-синее убранство старооскольской водонапорной башни стало поводом изучить опыт использования таких объектов в других областях.

Михайлина Бунина: «Да, эта башня, у неё есть ограничения по территории, потому что она вытянутая, и она такая непривычная для использования для нас, кажется. Но, например, внутри неё можно сделать культурное пространство, можно сделать смотровые площадки, можно сделать маленький музей и информировать тем самым жителей города о том, что вот когда-то в городе установили вот такую башню и её принципы функционирования. То есть что вообще происходило, для чего она нужна была. Во Владимире владимирская водонапорная башня с 1975 года уже открылась для любого посетителя, для всех жителей города как музей, как источник знаний, как развлекательная такая часть в городе».

Вариантов щадящего отношения к архитектурным сооружениям прошлого — множество. Главное — желание сохранить подлинность исторических объектов и не прятать уникальность за ярким нарядом. Очевидно, что новое тематическое оформление водонапорной башни — кричащая глава в сценарии пеших экскурсий местных краеведов.

Елена Чурилова, Евгений Левошко, Елизавета Ачкасова — 9 телеканал.