«Оскольские мамонты»: в селе Нагольном обнаружены останки доисторических млекопитающих

Зубы, рёбра, суставы, позвоночник не менее 10 тысяч лет хранились под слоем глины на дне местного водоема. Сенсационной находкой сразу же заинтересовался местный краеведческий музей. Специалистам предстоит выяснить, кому именно принадлежат останки — мамонтам или шерстистым носорогам: и те, и другие обитали в наших краях в ледниковый период.

Крупную палеонтологическую находку обнаружили здесь, на берегу водоема, в селе Нагольном. Останки вымершего много тысяч лет назад млекопитающего хорошо сохранились, благодаря глинистым породам. На доисторические кости наткнулся местный рыбак Геннадий Головнин.

— Геннадий Яковлевич, расскажите, как это было?

«Ну, специально я, конечно, не искал, не копал, но ходил — рыбачил. Пришлось сесть на пенёчек или на деревяшку там. Ну и увидал крупный сустав, коленный или какой. Ну, заинтересовался, домой приехал. Поехал, мешок взял, остатки зубы там, всё это прочее. — А вы сразу поняли, что это зубы? — Они тяжёлые, и там на них рельеф такой, как у жевательного. Ну, это задние зубы. А передние плоские, их несколько штук. Ну, и понял, что это зубы. — Как кости были расположены? — Ближе к голове, позвоночник, который идёт, они вот эти, как шайбы такие большие, и они прямо лежали. И между ними ещё какая-то, типа, пластинка. Вот так они и были. Как голова и зубы также, как он лежал боком, так вот зубы по порядку лежали».

— Геннадий Головнин.

Скелет был практически целым, рассказывает Геннадий Яковлевич. Однако, извлечь кости из глины невредимыми не удалось. К тому же кто-то из местных, еще до приезда краеведов, решил сам варварски изучить находку.

«Уже в воду кто-то сбросил и расколол один зуб. Видать, кто-то пытался посмотреть, что это такое. Прямо в воде лежал один. Когда вчера приехали выкопать, уже кто-то одну часть забрал или выкинул в воду. Ну, куда-то дели. Потому что три кости оставались на поверхности. Не стал копать, потому что, думаю, чтобы… Не просто где-то нашел, а вот именно тут. Глина сырая, копается тяжело. — У вас сразу мысль возникла, что это какое-то доисторическое животное? — Да, потому что она была крупного размера. У нас таких животных сейчас не водится».

— Геннадий Головнин.

Самое крупное, что водится в местном водоеме сегодня — щука. За сезон, с гордостью рассказывает заядлый рыбак, он выловил 16 штук. Однако, пруд с каждым годом мельчает. Видимо, это и стало причиной выталкивания на поверхность доисторических костей. Сейчас они уже в краеведческом музее. Пока еще не экспонаты — предметы изучения.

«Они должны очень медленно высыхать для того, чтобы меньше рассыпаться, трескаться. Но здесь еще особенность, когда находят кости, у них происходит замена кальция на кремний, они тяжелые. Эти кости легкие достаточно. Здесь какие-то другие процессы происходили. Может быть, потому что в глине, в воде они долгое время находились, поэтому эти химические элементы вымывались, и такое замещение происходило не так интенсивно. Поэтому они очень хрупкие, и их целиком достать не удалось. Они были изначально раздавлены этим пластом глины».

— Елена Андрусенко, заместитель директора по научной работе краеведческого музея.

При обнаружении таких находок, как правило, организуют экспедицию. Важно знать глубину залегания костей, состав почвы — все это позволяет максимально точно выяснить время и обстоятельства гибели животных: естественная это была смерть или результат охоты человека. Но в связи с погодными условиями детальная работа на месте пока невозможна.

«Возможно, это доисторический период. Возможно, уже здесь присутствовал человек, потому что мы знаем, что первые люди здесь появились именно в эпоху каменного века, как раз в период мамонтовой флоры. Поэтому, может быть, какая-то и сенсация, если бы обнаружились, например, кости со следами обработки человека. Но пока мы об этом не говорим».

— Елена Андрусенко, заместитель директора по научной работе краеведческого музея.

Пока нельзя даже сказать одному или нескольким животным принадлежат эти останки. Ясно только одно — фрагменты скелета представляют большой научный интерес и для краеведов, и для палеонтологов. Сотрудники искренне благодарят рыбака из Нагольного за неравнодушное отношение к истории края.

«Это травоядные животные, о чем говорит зуб вот такой формы с пластинчатой структурой верхней поверхности, это такой яркий показатель, что это травоядное животное. Зуб очень мощный, здесь вот мы видим корень этого зуба. Вот эта сторона — рабочая поверхность, которой, собственно, животное перетирает пищу. Это небольшой зуб, это небольшой, поэтому мы пришли предварительно к выводам, что, возможно, это шерстистый носорог или небольшой мамонт. Возможно, это останки нескольких животных. Нам предстоит большая работа по атрибуции, но то, что это доисторическое животное, это однозначно. Вот это головка бедренной части. То есть здесь мы видим несоответствие бедренной кости и зуба. То есть это или разные животные, или пока мы работаем с этим моментом».

— Елена Андрусенко, заместитель директора по научной работе краеведческого музея.

За помощью наши краеведы планируют обратиться к археологам Воронежского государственного музея-заповедника «Костёнки». Дружественным отношениям тоже очень много лет — еще древние люди со стоянок в Костёнках за кремнием ходили к реке Оскол. А вообще первый человек в наших краях появился около 20 тыс. лет назад. Территория была местом охоты — в основном на мамонтов. В фондах краеведческого музея хранится отличная палеонтологическая коллекция. Правда, выставляется редко. Очередной экспонат — бедренная кость мамонта — был обнаружен 5 лет назад в районе села Сорокино, рассказывает директор музея Александр Рудаков.

«И шерстистые носороги здесь были, и саблезубые кошки, и предки наших современных лошадей — они все здесь жили. И зайцы такие саблезубые, такие небольшие, такие зайчики ростом полтора метра, которыми жители, тогдашние люди, питались».

Со временем сегодняшняя находка займет свое место в экспозиции. Хорошо бы — постоянной. Сейчас условий для длительной выставки таких уникальных доказательств древней жизни в музее нет. Рассчитывать на это можно будет уже в другую эру — ремонтную. Когда она наконец наступит, неизвестно. Капитального обновления краеведческий ждет не один десяток лет.

Анна Семенова, Евгений Левошко, Илья Самсонов — 9 канал.