Преданные делу
Работники авиакомпаний, бортпроводники, пилоты, диспетчеры, технический и вспомогательный персонал аэровокзалов 9 февраля будут принимать поздравления с профессиональным праздником — Днем гражданской авиации. Старооскольский аэропорт сегодня переживает нелегкие времена. Последний регулярный рейс был в мае, сейчас принимает только чартеры.
Владимир Крынин сорок лет в авиации. За штурвалом 150-местного ЯК-42 облетел весь Советский Союз. В девяностые остался без работы, как и тысячи опытных пилотов. Переехал из Литвы в Россию, и уже четверть века отвечает за взлетно-посадочную полосу старооскольского аэропорта. А это 1800 метров в длину и 43 в ширину.
Порядка 60 тонн взлетная полоса у нас. Можем ЯК-42, АН-12 из старых самолетов, новые — Embraer, различные CRJ — то, на чем летают сегодня. Конечно, тяжелый самолет не сможем принять — ограничены по длине взлетной полосы, но есть возможность ее удлинить метров на 400 и уже сможем принимать другие воздушные суда.
— Владимир Крынин, начальник наземной службы.
Безопасность и комфорт пассажиров для Натальи Астафьевой профессия. Хозяйка старооскольского аэровокзала с детства грезила небом.
Сначала я приехала на север и попала на вертодром. Там были вертолеты большие и маленькие. Это было в Тюменской области. Там были нефтяные вышки, газ добывали, то есть вот эти все вертолеты возили грузы: вагончики, доски, станции. Где только я не работала, но все именно в авиации. Я люблю свою работу!
— Наталья Астафьева, начальник службы перевозок.
Есть в старооскольском аэропорту и своя метеорологическая станция. Каждые тридцать минут — свежий прогноз погоды.
Вот у нас компьютер, по которому мы передаем фактическую погоду в банк данных. Здесь у нас вот приборы. Это вот ДВО, ИВО — измеряют высоту облачности. Вот эти — ветер — средняя скорость, порывы и направление. Это БРС — давление атмосферное… в миллиметрах и гектопаскалях, давление аэродрома, все это передается и нужно для авиации.
— Валентина Долматова, техник-метеоролог.
Данные поступают в диспетчерскую. Цифры выводят на специальный экран.
Коллектив старооскольского аэропорта небольшой — всего шестьдесят человек. С 1995 года сократился почти втрое. Сейчас здесь опять нелегкие времена. Регулярных вылетов нет, только чартерные рейсы.
Государство авиацию бросило на самотек. Количество авиакомпаний стремительно сокращается. У нас только каких компаний не работало, но их хватало без поддержки на 1–2 месяца. Люди только начинают рассчитывать на транспортную систему, а ее раз и уже нет. Приходится опять перестраиваться на Курск, на Белгород, на Воронеж.
— Игорь Боев, генеральный директор ОАО «Аэропорт-Старый Оскол».
Официальная история гражданской авиации в Старом Осколе началась в 1960 году. Под аэропорт выделили участок земли — километр на километр. В семидесятых аэропорт реконструировали: установили навигационные знаки и уплотнили грунт на взлетной полосе. В Москву летал Л-410. Привычный сегодня облик аэровокзал обрел в 1985 году.
У нас летало до трех рейсов в Москву это Л-410, ЯК-40, Ан-24, который транзитом через нас шел в Керчь. Тогда бывало, с трех рейсов собирались люди — больше 100 пассажиров. Летали отсюда и в Киев, в Сочи, в Анапу, в Геленджик.
— Игорь Боев.
Потом перестройка, кризис. Выжить удалось благодаря грузовым перевозкам. Пять лет аэропорт не принимал пассажирские рейсы.
У нас образовалась авиакомпания, тогда еще одна из первых в Советском Союзе. Грузы перевозили разные типы воздушных судов. В 92-году, когда шла помощь Армении и Грузии, только гуманитарной помощи от Голландского красного креста только за зиму было перевезено порядка 1200 тонн.
— Игорь Боев, генеральный директор ОАО «Аэропорт-Старый Оскол».
История гражданской авиации в Старом Осколе тесно связана с превращением города в промышленный центр, с развитием металлургической и горнодобывающей промышленности. Сегодня коллектив надеется на поддержку предприятий. В год на содержание аэровокзала и субсидирование регулярных полетов необходимо шестьдесят миллионов рублей. Только на один полет в Москву уходит до двух тонн топлива. Общая стоимость рейса в столицу — 480 тысяч рублей. А стабильный пассажиропоток возможен при условии, что самолеты в Москву будут летать восемь раз в неделю, в таком случае возможны и южные направления. Без субсидий старооскольский аэропорт так и останется птицей с подрезанными крыльями.