Бережливые технологии в сфере образования
Бережливое производство в школах и детских садах Белгородчины. Как облегчить труд педагогов, оптимизировать и сократить время на работу с документами говорили сегодня на выездной коллегии управления образования.
Сэири, сэитон, сэисо, сэикэцу, сицукэ — это не урок японского языка, а названия шагов разработанных в послевоенной Японии для организации и рационализации рабочего места. Сегодня тема бережливого производства звучит особенно актуально. Рациональность и разумность трат, экономия ресурсов — не пустые слова, а основа успешной хозяйственной деятельности любого предприятия будь то завод, ателье или учреждение образования. В Старом Осколе в детском саду «Калинка» вот уже два года как осваивают «бережливые технологии». Первопроходцами быть сложно, но интересно.
Преобразились группы для малышей, рабочие места воспитателей и медиков — повсюду визуальные указатели. Таким образом, удалось минимизировать время поиска необходимого документа, книги или предмета. Новые идеи для улучшения работы детского сада обсуждают здесь, в особой комнате Обея.
Это такое помещение, созданное в нашем детском саду, для создания проектов, для решения организационных вопросов к проектам, для того, чтобы можно было провести картирование. Все проекты, можно сказать, рождаются в этой комнате.
— Елена Гехт, заведующая детским садом «Калинка».
Новая система облегчила труд педагогов, сократила время, которое они тратили на работу с документами, высвободив его для главного — воспитания и обучения детей. Раньше в «Калинке» на документацию воспитатель тратил почти половину рабочего времени, сегодня эта работа занимает не более часа.
Одним из действенных инструментов рационализации процессов стала доска задач, о том, как ее оформить и эффективно использовать говорили на коллегии управления образования.
Принцип оформления доски задач заключается в расположении каждой конкретной задачи на конкретном стикере и его перемещении с одного поля в другое. При этом мы используем разные по цвету стикеры для обозначения времени, для выполнения задач, степени ее важности или принадлежности к одному общему проекту.
— Екатерина Немахова, заместитель директора МБУ ДО «Центр технического творчества и профессионального обучения».
Старт проекту «Бережливый регион» был дан правительством области в 2017 году. Однако значительные изменения сегодня заметны лишь в структуре крупных предприятий и здравоохранения, до управления образования массово идеи так и не дошли.
Эта тема абсолютно не проработана. Если брать реальное производство, есть много практик, много опыта. В здравоохранении этот тоже процесс поставлен, а опыт образовательных организаций в нашей стране не представлен, то есть, в принципе, внедрять в школу, в детский сад, бережливые технологии — это является своего рода каким-то инновационным шагом.
— Дмитрий Поляков, заместитель директора старооскольского института развития образования.
О работе без потерь и рациональном хозяйствовании педагогам рассказали производственники. Главным приоритетом бережливого производства были и остаются люди. Главное научиться мыслить не процессами, а результатом.
Мы увидели, что уровень рабочих в подаче инициатив, он стал выше — это 55%. Мы считаем, что это очень хороший результат и в 2018 году эффект от инициатив, которые подали наши работники составил 3 миллиарда рублей.
После теории участники коллегии перешли к практике.
Иногда педагоги, мы действуем интуитивно, у нас нет четких прописанных решений, а время интуиции оно хорошее время, но оно, собственно говоря, проходит, здесь должен быть алгоритм на каждое наше действие. Я надеюсь, что данная коллегия станет таким хорошим для изменения системы управления в образовательных учреждениях.
— Ольга Кладова, директор школы № 24.
До конца 2020 года все детские сады и школы округа должны использовать в работе элементы бережливого производства.