Для студентов техникума технологии и дизайна провели мастер-класс по лепке
Барышня-крестьянка, символ плодородия, детская свистулька… Всё это — о ней, старооскольской глиняной игрушке. Почти утерянной и возрождённой вновь. Мастер-класс по лепке «Бабы в капоре» для студентов техникума технологии и дизайна провела мастер Дворца культуры «Комсомолец». Встреча прошла в рамках проекта «Пушкинская карта».
Казалось бы, что общего у глиняной игрушки, пельменей и вареников? Оказывается, делаются они по одному принципу.
Чтобы вареники лепились быстрее и лучше, будущих поваров из техникума технологии и дизайна пригласили на мастер-класс по изготовлению старооскольской глиняной игрушки. И не только их. Небесполезно занятие и начинающим модельерам, стилистам.
Нужно смачивать, размягчать и придавливать. Так-то это нужно и мастерство, и сила нужна. Ну такие пироги. Последний раз я лепил на втором курсе. Что это было? Пельмени.
— Андрей Цыганков, третьекурсник СТТД по специальности «Повар»
Отлично! Мне нравится. Мне кажется, лепка нужна для мелкой моторики. Ну и… даже не знаю, как сказать. Чтобы развивать свою фантазию — она пригодится. Конструировать модели платьев может помочь. Вот. Как-то придумать свой дизайн.
— Виктория Тихомирова, первокурсница СТТД по специальности «Конструктор-модельер»
Из глины леплю первый раз, из пластилина, наверное, в классе четвёртом. Пластилин, наверное, проще будет. Ну, с глиной интересно, потому что нужно как-то регулировать воду. Я думаю, такие мастер-классы нужны. У нас такая профессия, что мы тоже работаем с маленькими деталями. Например, ногти делаем. Нам вот рассказали историю возникновения, и как это сейчас всё происходит, что этим занимаются люди до сих пор, изготовлением игрушек, посуды из глины.
— Арина Доценко, второкурсница СТТД по специальности «Мастер-эстет»
Человек, который до сих пор занимается лепкой из глины — народный мастер России Татьяна Шиян. Она познакомила студентов с гончарным промыслом, историей края, традициями.
И параллельно мы провели мастер-класс по лепке старооскольской игрушки-свистульки «Баба». Женский образ «Баба», который связан был изначально с магией урожая. Это потом уже она превратилась в детскую забаву. А изначально у неё было обереговое значение. Датируется она приблизительно 18-19 веком. То есть рассвет промысла приходится как раз на этот период.
— Татьяна Шиян, руководитель студии «Живая глина» ЦКР «Комсомолец»
Такие игрушки изготавливались массово. Детализация здесь не нужна. Главное — передать образ барышни-крестьянки в модном тогда капоре. Ребята попытались воссоздать традиционный архаичный оберег плодородия со светским налётом.
Мне хотелось, чтобы дети познакомились именно с классической игрушкой. Потому что в этом и есть наша задача, мастеров: не привнести что-то новое, а сохранить.
— Татьяна Шиян, руководитель студии «Живая глина» ЦКР «Комсомолец»
2022-й — год культурного наследия. По словам Татьяны Шиян, после введения «Пушкинской карты» спрос на творческие мастер-классы вырос. Причём, не только у студентов, но и у школьников.