26 июня — Международный день борьбы с наркоманией
Ассортимент смертоносного рынка с каждым годом становится всё шире и доступней, а торговцы ядом — неуловимей. Как формируется наркотическая зависимость, на какие изменения в поведении своих близких стоит обратить внимание и какие мифы о постановке на учет в психоневрологический диспансер распространены в обществе, узнала Анастасия Проурзина.
Понятия «легких» наркотиков в медицине нет. Любое смертоносное вещество в итоге приводит к сильнейшей зависимости, а разрушительное воздействие на организм проявляется уже с первых доз.
Дмитрий Овчаров: “Наркотическая зависимость формируется достаточно быстро. Можно сказать, в некоторых случаях стремительно, если это относить к синтетическим наркотикам. Психоактивные вещества любого вида, любого профиля встраиваются частично в обмен веществ, человек получает чувство удовлетворения, идет, скажем так, излишняя выработка гормонов счастья, эндорфинов. Человек, получая удовлетворение от этого процесса, пытается добиться его вновь и вновь».
Чаще всего в центры помощи обращаются родственники наркозависимых людей. Они первыми отмечают резкие перемены в поведении близких.
Дмитрий Овчаров: “Если человек раньше был открытым, веселым, спокойным, а сейчас стал нервным, закрытым, как бы не может поговорить в присутствии, допустим, родителей по телефону, нужно обязательно уйти. Начинает что-то прятать — это один звонок. Допустим, не может рассказать своим близким о своем круге общения — другой звонок. И уже, конечно, поздние этапы — это ношение закрытой одежды, это при внутривенном употреблении».
Единственный способ справиться с наркотической зависимостью — осознать проблему и как можно быстрее обратиться в наркологический центр. Принять своевременную помощь, объясняет Дмитрий Овчаров, часто мешает убеждение, что постановка на учет закрывает все двери социальной жизни.
Дмитрий Овчаров: “Люди боятся очень часто обращаться к наркологам, существует такое понятие, что человеку, стоящему на учете в наркологии, дороги везде закрыты. Это очень ошибочное понятие, искоренить это в умах наших людей крайне тяжело. Я бы хотел сказать, что, да, есть ограничение с вождением автотранспорта, владением оружия, а в принципе как бы и все. То есть человек, стоящий на учете в наркологическом диспансере, может работать почти везде”.
К лечению наркозависимых в Старооскольском центре психиатрии и наркологии подходят комплексно — помимо специализированной помощи психиатров-наркологов и психологов, пациенты могут пройти социальную адаптацию в анонимных содружествах. Первично в центр можно обратиться без постановки на учет.
Дмитрий Овчаров: “Имеется возможность у каждого гражданина первично получить анонимную консультацию. Мы не будем требовать ни паспорт, ни любой другой документ, удостоверяющий личность. То есть пришел человек, назвался Ивановым, записали Ивановым и дали подробную консультацию врача нарколога о том, что нужно делать, как быть”.
На сегодня в старооскольском центре медицинской помощи психиатрии и наркологии на учете состоят 197 человек. По сравнению с прошлым годом, количество наркозависимых увеличилось на 14 человек.
Анастасия Проурзина, Александр Саввин, Елизавета Ачкасова — 9 канал.