75-летие отметил художественный руководитель и главный режиссёр Старооскольского театра Семён Лосев

В юбилей Семён Михайлович дал развернутое интервью — прямо на сцене. В нём уместились воспоминания, поздравления, шутки и сюрпризы. А в финале на юбиляра обрушилась любовь актёров. Театральный капустник был сделан талантливо и музыкально, как и положено ученикам мэтра.

Даже в свой юбилей худрук старооскольского театра не изменяет себе: никаких фраков и смокингов. О торжестве напоминает разве что белоснежный платок в кармане пиджака, что надет поверх привычного зрителям свитера. Аскетична и сцена — только декорации к предстоящей премьере. И в этом весь Лосев, живущий только театром, служение которому начал даже не в юности. В детстве.
Истории — грустные и забавные, импровизации, стихи и признания — в этот вечер мы увидели не только Лосева — режиссёра, но и актёра. 23 октября он блистал на сцене. Иронизируя по поводу цветов, прочёл эпиграмму Валентина Гафта: «Цветы не умещались в вазу. Их положили в рукомойник. И юбиляр казался сразу и именинник, и покойник».
Хотя основным местом действа была сцена, зрителей ждала и экскурсия в святая святых.

— А сейчас мне хочется пригласить всех наших зрителей к вам в кабинет. Всех сразу. Кабинет Семён Михайловича — это знаковая комната. Стены украшают рисунки и шаржи знаменитых писателей, поэтов артистов, музыкантов. Заходишь сюда, словно в музей. Сколько здесь рисунков, кстати, Семён Михайлович?

— Я не знаю, ну, наверное, где-то 60-50.

— Но на самом деле их значительно больше, это малая часть, да?

— Где-то больше тысячи…


Высоцкий, Додин, Золотухин, Эфрос, Любимов, Евтушенко — щедрая судьба дарила Лосеву встречи с потрясающими людьми. Наброски, зарисовки, портреты — десятки знакомых и известных лиц прошли перед зрителями. Но, пожалуй, больше всего и охотнее Семён Михайлович рисовал великого Товстоногова. И записывал каждое слово, фактически став летописцем гения. Много позже эти записи легли в основу книг.

Именно в театре Товстоногова я не знал, на что я иду. Он каждый раз шокировал, удивлял, вызывал чудо катарсиса. Каждый раз.

— Семён Лосев, художественный руководитель Старооскольского театра для детей и молодёжи


Катарсисный театр Семён Лосев создал и в Старом Осколе. «Я за театр, который дает надежду и задевает душу», говорит мастер.

Я считаю, что это огромная удача, то, что 20 лет я в этом городе, в этом помещении, среди тех людей, с которым мы росли вместе все эти 20 лет. Каждый театр требует своего репертуара. Театр должен пророчить, опережать время, диктовать моду, а не идти вслед за ней.

— Семён Лосев, художественный руководитель Старооскольского театра для детей и молодёжи


Ленинград, Севастополь, Вильнюс, Рига, Свердловск, Киев — спектакли Лосева шли на разных сценах. Но больше всего их в Старом Осколе. Оскольчане благодарят тот счастливый случай, который 20 лет назад привел его сюда. Ведь сегодня у нас, считают многие, один из лучших театров страны.

Я с Семёном Михайловичем знаком ещё по Риге. Я ещё рижский зритель его Труппа нашего театра не то что не уступает, она, может быть, многие московские театры и опережает. У нас сильнейшая труппа. Сильнейшая! Мне есть с чем сравнить. Я, наверное, раз шесть-семь смотрел Вертинского. Это, наверное, ну самый любимый мой спектакль, потому что Вертинского я люблю с детства. Есть два спектакля, которые я посмотрел один раз и больше не смогу пойти на них. Они разрывают сердце: это «Стеклянный зверинец» и «Последний срок». Вот я на них плакал и больше не могу смотреть такие спектакли.

— Феликс Губатов


Елена Марченко в Оскол бежала от войны на Донбассе. Когда жизнь на новом месте наладилась, открыла для себя наш театр.

Очень поразил уровень театрального искусства, актёры. Спектаклей мы посмотрели очень много. Все трогают душу. То, что сказал Семён Михайлович, что должен случиться катарсис, очищение души, это, действительно, приходит. Тронул ещё спектакль «Женя, Женечка и Катюша». Пару лет я хотела посмотреть этот спектакль, но я не могла на него пойти, потому что связан с военными событиями.

— Елена Марченко

Мне больше нравятся спектакли глубокие, с какой-то, наверное, внутренней трагедией, где можно задуматься о каких-то вещах, о которых повседневно не думаешь. Мой любимый спектакль, один из любимых, – «Последний срок». Вот эти истории, да, они должны быть поучительными. Не хватает нам каких-то эмоций глубоких.

— Светлана Семёнова и Сергей Напольских


На творческой встрече эмоций хватило всем. В честь юбиляра звучали тёплые слова. Некоторые, записанные дистанционно от коллег и учеников, стали сюрпризом.
Не обошлось и без подарков с цветами, которых Семён Михайлович так пытался избежать. Но с народной любовью пришлось смириться. Финальная песня — от учеников. Тех, кто давно состоялся и кто только подаёт надежды.
Овации в честь мэтра не утихали долго. Семёну Лосеву зал рукоплескал стоя.