Жизненно важно: парамедики учат гражданских и силовиков навыкам тактической медицины

Медики Белгородчины за время СВО получили более 130 наград за спасение пострадавших. Ведь основное бремя, несмотря на помощь коллег из других областей, — на местных врачах. И хотя загруженность у них колоссальная, энтузиазма хватает, чтобы еще и учить гражданских и силовиков навыкам тактической медицины, то есть спасению прямо на поле боя. Наша съемочная группа пообщалась с парамедиками в Белгороде.

«Аааа, рука! Рука! Стоп! Чему вчера учили?»

Вчера учили тому, как правильно и в какой последовательности оказывать помощь при ранениях. Сегодня знания закрепляют на полигоне, в обстановке, приближенной к реальным военным действиям. Но вести себя нужно так, будто и выстрелы, и взрывы настоящие. На уровне доведённых до автоматизма рефлексов. Только это поможет, «если завтра война, если завтра в поход».

«Тактическая медицина позволяет спасти чью-то жизнь в экстремальных условиях. В зоне боевых действий, при ЧС. То есть вы обучаетесь спасать себя и спасать товарища. Стараемся довести до курсантов, чтобы они думали не головой, а мышцами. Запоминали руками. Делали чисто механически. Вне зависимости от того, что происходит вокруг и рядом. Именно для этого у нас инструкторы имитируют боевые столкновения. Для Белгородской области по большому счёту наша команда уникальна. И мы, наверное, единственные на сегодняшний день, кто обладает необходимыми знаниями, навыками, материально-технической базой. На сегодняшний день у нас проучено около тысячи человек». 

— Позывной «Сократ».

Слушатели интенсива — гражданские и силовики. 

«Как и большинство людей проходил срочную службу, но это было давно. Время такое, что приходится быть не просто гражданским, тем более, мы живём в приграничной зоне. Те навыки, которые были, это всё-таки гражданская медицина. А в тактической медицине немножко нюансы другие. Последний этап для меня был очень тяжёлый. Хотелось просто упасть и лежать. И дальше не двигаться. Эвакуация раненого с поля боя. Наличие у тебя обмундирования, оружия и плюс ещё раненый боец — всё ж нужно делать не просто так: схватил и побежал. А по определённым принципам. Физические нагрузки просто колоссальные. А на кону жизнь. Не только твоя,  но и тех, кто рядом. Ты должен из последних сил, но дойти до конца». 

— Вячеслав Миронов.

Сам погибай, а товарища выручай — девиз наших прапрапрадедов жив и сейчас. Но шансы выжить обоим гораздо выше у тех, кто прошёл подготовку по тактической медицине. Инструкторы курсов — белгородские медики, которые спасают жизни не только в больницах, но и на поле боя. Потомственный доктор с позывным «Райдер» — одна из них.

«Самое важное в этом вопросе — это не только первичное обучение, а постоянная практика. Те знания, которые здесь мы даём, обязательно нужно отрабатывать. Естественно, люди теряются, когда они не сталкивались с ранениями, с кровью». 

Чтобы подготовить курсантов к настоящим ранам, оказание помощи отрабатывают на манекенах. И даже зная, что силиконовому человеку с множественными травмами не больно, смотреть на него жутковато. Однако каждый слушатель курсов должен научиться бинтовать раны, делать уколы. А самое главное — диагностировать.

«Жгут наложили, ввели сразу обезбол. Не посмотрели. Сначала осмотр. Качественный. Потом обезбол». 

Умение накладывать жгут, считают парамедики, основа основ. 

«В Белгороде была история, когда мужчина повредил ногу в маршрутке и в маршрутке вытек. Ему никто не смог даже наложить жгут. Он купирует жизнеугрожающее состояние. Это первое, что нужно сделать. Это просто на словах, но по факту все теряемся. У нас есть мысль приехать в Старый Оскол, если соберётся группа людей, которая будет заинтересована в прохождении данного курса». 

— Позывной «Сократ».

После недавнего нападения диверсантов становится очевидно, что подобные курсы не просто необходимы. Их стоит проводить при поддержке государства. Но пока всё держится в основном на энтузиазме парамедиков. 

Лариса Ульяненко, Павел Казакевич, Илья Самовнов — 9 канал.