Ещё один дореволюционный дом Оскола ушёл в небытие
Он не был памятником регионального значения, не отличался архитектурными изысками. И всё равно жаль, что с карты города исчезло очередное здание, построенное предками. Единственное, что утешает, уход был не бесславным, как у печально-известного дома с аркой. Если к процессу демонтажа подходить с человеческими мерками, «похороны» на ул.Первомайской получились достойными. Всё сделано аккуратно и чисто. Тендер на снос выиграла пензенская компания.
«Мы производим демонтаж дома двухэтажного, согласно муниципальному контракту. Дом по техпаспорту — 1916 г. Дом был облицован красным керамическим кирпичом, тоже 16-го года. Сам сруб — в плачевном состоянии. То есть дом выглядел снаружи хорошо, но при сломе, при демонтаже дома оказалось, что сруб уже подгнил. То есть нужно было вовремя менять крышу».
— Александр Карташов, управляющий подрядной организацией.
Проблемы любого дома начинаются с крыши. Если она сгорела, разобрана, разрушена, считай, здание приговорили. Но в отличие от снесённого объекта, соседний — памятник архитектуры, по словам пензенцев, простоит ещё долго. Там крышу меняли относительно недавно. Демонтажники пояснили: старинный кирпич намного крепче нового. Брось на землю — не треснет. Поэтому его бережно складывают на поддоны — пригодится в отделке. Но каким бы прочным не был кирпич, дом спасти нельзя.
«Опасность представлял второй этаж. То есть на первом этаже стояла срубовая система. Сам сруб и стропила были обложены кирпичом. Сруб был внутри. Его не видно было. Он обшит был стенами. Он уже был гнилой. Ломаем мы его не зря. Ещё пару лет — и стены могли бы трескаться, фундамент бы не выдержал».
— Александр Карташов, управляющий подрядной организацией.
На снос дома понадобилась неделя. Подобные работы обходятся менее чем в миллион рублей.
«Обрушение мы сделали за 3 дня. С помощью гусеничного трактора. То есть в принципе рушился он не так быстро, потому что стены первого этажа были полуметровыми. Были два глубоких подвала, где-то глубиной 2,5 м. Мы произвели обрушение этих подвалов и отсыпали специальным грунтом. Сверху отсыпали щебёнкой и закатали гусеничным экскаватором. А вдруг там сокровища были дореволюционные? Искали? Искали, но не нашли».
Более-менее крепкие стропила и прочее дерево бесплатно раздали людям.
«То есть тем, кто нуждается в дровах. В том числе, и воинская часть приезжала. Говорят, нам нужно на передовую дрова».
За 12 лет работы строители сносили разные дома и в разных регионах. В том числе старинные, красивые. И такие особенно жалко, признаются они. Власти редко дорожат подобными объектами. Вспомнили, как в 90-е пошёл под снос пензенский цирк — первый, построенный в России. И хотя разрушать — их работа, демонтажники стараются сделать это не только по стандартам, но и по-человечески.
«Мы сами из Пензы, мы чистоплотные, любим за собой всё убрать. Насорили. Нам тоже это не нравится, что доставляем неудобства людям. Убираем за собой всё. Всегда. То есть вы забор моете, потому что он в пыли? Да. В пыли после нашего демонтажа».
— Александр Яковлев, представитель подрядной организации.
Говорят, свято место пусто не бывает. Но в ближайшее время, по словам руководителя подрядной организации, на месте снесённого дома в центре города ничего строить не планируют.
Лариса Ульяненко, Евгений Левошко, Михаил Локтионов — 9 канал.