Фонды краеведческого музея пополнились необычными экспонатами

Коллекция местного краеведческого музея пополнилась новыми экспонатами — чеканками из старооскольского Дома торговли, что в мкр. Олимпийский. Собственнику здания они не нужны, но и выкидывать декор советских времен не стали, посчитав, что ему место там, где хранят историю города. В чём ценность авторских работ периода СССР, узнавала Лариса Ульяненко.

Когда-то интерьер Дома торговли в мкр. Олимпийском украшали гипсовые барельефы и чеканка, но два года назад при ремонте советское наследие демонтировали. К счастью, декор родом из 80-х не отправили в утиль и не сдали в металлолом. Барельефы пока хранятся в частных руках, а чеканку недавно передали в краеведческий музей.

«Наверняка, некоторые помнят этот большой магазин. И висели они, располагались на стене в виде фриза в том месте, где шла торговля как раз предметами одежды, тканями, галантереей. На некоторых из этих предметов изображены женщины, ткани, этап изготовления нитей. Не зря же они выбрали такую тему: женщина, ткани. История, раскручивающаяся от момента изготовления нити до момента пошива одежды. То есть человек, который туда заходил, он должен был чуть-чуть погрузиться в эту тематику. Не только купить вещь, но ещё и понять, как она производится».

— Алёна Рубежанская, заведующая проектным отделом краеведческого музея.

Кто автор объёмных, как сказали бы сейчас, 3D-чеканок, неизвестно. Но при этом маловероятно, что к ним причастны известные в городе художники-монументалисты.

«Это, скорей всего, не Шляпников и Голышев. Хотя, в принципе, когда художники-монументалисты в советское время работали, они же выпускались с очень широкими навыками. Они могли делать из графита, могли делать барельефы, росписи. То есть чеканку чисто в теории они тоже могли делать. Специализация их была «монументальное искусство». И вот очень многие декоративные элементы на фасадах зданий мы до сих пор можем лицезреть. Это, в частности, различные мозаики. Это барельефы, например, в мкр. Ольминского на бывшем здании ГИПРОГОРа. Это барельеф строителя, который находится на фасаде здания МИСИСа».

— Алёна Рубежанская, заведующая проектным отделом краеведческого музея.

Строитель с цветком, как и другой декор советской эпохи, не просто набор картинок. У каждой был смысл и история.

«В частности, в одном из техникумов в столовой был ряд таких изображений, росписей, где, по идее авторов, голуби, которые символизируют студентов, слетаются на свет знания. А свет знания олицетворял собой книгу. И внутри больницы тоже был плиточный декор, назывался он «Исцеление». Там изображены были врачи и радостный, исцелённый ребёнок».

— Алёна Рубежанская, заведующая проектным отделом краеведческого музея.

Музейщики хотят рассказать, каким был наш город в 50-е, 70-е, 80-е, в постсоветский период. И показывать есть что. Но выставлять экспонаты негде.

«Вы представьте, какой период? С конца 40-х, со второй половины — по настоящее время. И вот этот большой такой фрагмент, он никак не экспонируется в музее, к сожалению. Потому что у нас площадей не хватает». Не хватает не только площадей, но и давно обещанного капремонта. Вековой юбилей музей встретил обшарпанным. И найдут ли деньги в этом году, вопрос. В новой концепции музея предусмотрен отдельный зал для послевоенного, хрущёвского и брежневского времени. Но пока экспонаты хранятся не в самых подходящих условиях. Например, редчайший автомат по продаже газет 60-х годов ютится в коридоре. 

— Алёна Рубежанская, заведующая проектным отделом краеведческого музея.

«У нас, на минуточку, более 50 тыс. экспонатов. Это самые разные предметы. Начиная от отдельных документов, отдельных фотографий, которые много места не занимают, заканчивая предметами одежды, предметами утвари, интерьера. Даже те площади, которыми мы располагаем, они постепенно заканчиваются. Мы сейчас уже конкретно столкнулись с проблемой, что негде хранить».

— Алёна Рубежанская, заведующая проектным отделом краеведческого музея.

Но отказываться от сокровищ, которые к ним попадают, выше сил музейщиков. Вот и чеканные работы из оцинковки приняли. И обращаются к оскольчанам с просьбой. У кого есть фотографии Дома торговли, поделитесь, чтобы понять, в каком порядке висели чеканки.